До сих пор для многих остается загадкой: как, почему могло совершиться такое внезапное перерождение германских пролетариев из классовых борцов в послушное стадо, понуро идущее на верную смерть? Для многих и сейчас загадка, как это массы, именно широкие массы, не вожди, в тот момент, когда в Европе запахло порохом, не сделали ни одной попытки отстоять свои былые принципиальные позиции, без боя сдали свои рабочие форты и крепости классовым врагам? Пусть протест, пусть сопротивление были бы задушены в самом начале, но как могло произойти, что негодование не забурлило, не закипело в низах, не толкнуло на стихийные волнения, на массовый отпор? Не руководила ли воспитанием рабочих в Германии политическая партия, которая по своей теоретической вышколенности служила образцом для пролетариата всего мира? Значит, социалистическое воспитание не дает тех плодов, которых мы вправе от него ожидать?
Так вопрошают скептики. Другие же, в том числе и некоторые русские социал-шовинисты, германофилы, готовы и в этом факте усмотреть образец «политической сознательности» германских рабочих: масса во-время поня-ла-де, что дело идет о дальнейшем, беспрепятственном развитии производительных сил Германии, с которым тесно связаны успехи рабочего движения, и в «национальных» интересах решила не препятствовать доблестной работе германского оружия.
|
|
Однако и те, кто с болью недоумения осуждают германские рабочие массы, и те, кто с адвокатской поспешностью оправдывают их поведение, одинаково клевещут на массы. Считаясь лишь с видимым результатом, они упускают основную, внутреннюю причину, породившую молчание и бездеятельность масс в исторические июльско-ав-
густовские дни. Факт бездеятельности масс в этот критический момент может удивлять лишь тех, кто знает германское рабочее движение по импозантным цифрам его годовых отчетов, по его «рабочим дворцам», по растущему числу рабочих представителей в коммунах и парламенте. Для тех, кто знавал и «будни» германского движения, такая безгласность и безактивность широких масс не является неожиданностью. Но вина за нее падает не на массы; причина ее кроется глубже — она лежит в характере, в духе германского рабочего движения последних лет.
Чтобы рабочие массы сумели не только разобраться в совершающихся политических событиях, но и активно на них реагировать, не дожидаясь пароля форштанда *, для этого требуется привычка пролетариата к открытым выступлениям, вера в собственные силы, требуется то, что зовется «революционным опытом». Но именно этого опыта избегали в Германии. Партия уподоблялась педагогам старого закала: с одной стороны, развивала классовое мышление, но, с другой — всячески сдерживала, тормозила проявление революционной воли, массовой активности. Рабочих учили «в теории» Признавать и познавать пользу и значение революционной борьбы, их головы обогащали историческими примерами, фактами... Но дать рабочим простор померяться силами с классовыми врагами, закалить свой дух, свою волю перипетиями, жертвами массовых выступлений, революционных схваток — этого «благоразумные» вожди-опекатели допускать не желали.
|
|
Возьмите область профессиональной борьбы. Головокружительные успехи германской промышленности за последние 20 лет создавали благоприятную атмосферу для укрепления компромиссной тактики. Предприниматели, чтобы избегнуть открытой борьбы, часто невыгодной для капиталиста и всегда чреватой последствиями, охотно бросали минимальные подачки рабочим, а союзные центры спешили подхватить их и столковаться с хозяином на «мирном компромиссе». Разве не характерно, что в то время, как повышается абсолютное число конфликтов, одновременно относительно понижается число конфликтов со стачечным исходом **. Многие усматривают в этом
* Правление (нем.) — Ред. ** См. оба последних отчета Ин[тернационального] бюро профессиональных союзов, составленные Легином.
доказательство роста силы и значения профессиональных организаций. Массы могут бездействовать, массы могут доверчиво вручать свои интересы своим центрам — они сумеют найти исход из каждого конфликта, они знают, как Повлиять на хозяина!..
Но если принять во внимание, что большая часть конфликтов, разрешаемых без участия массы рабочих, без стачки, заканчивается компромиссом и притом компромиссом чаще в пользу капитала, чем в пользу труда, то на это явление приходится посмотреть другими глазами.
Сколько столкновений происходило на этой почве между рабочими и их вождями! Достаточно вспомнить стачку гамбургских металлистов, сорванную собственными центрами.
Оценивая аналогичные явления в практике английских трэд-юнионов (особенно до полосы массовых стачек 1911—1912 гг.), революционные марксисты всегда указывали на ту опасность, какую подобная оппортунистическая тактика представляет для революционно-классового рабочего движения. Но со стороны лишь немногие улавливали, что германские профессиональные союзы в своих методах улаживания конфликтов «мирным путем» перещеголяли даже своих английских учителей.
Однако не одни союзы «грешили» в смысле понижения активности широких рабочих масс. По тому же пути шла и политическая партия. Казалось, партия, строящая свою тактику на принципе революционного завоевания политической власти, должна стараться использовать все случаи политической борьбы, чтобы развить, закалить революционную энергию масс, воспитать привычку к широким выступлениям.
На деле, однако, особенно за последние годы, центры партийного движения заботились как раз об обратном... На эти факты с достаточной категоричностью указывали левые оппозиционные элементы в партии. Но голоса их заглушались признанными авторитетами, представителями верхов. Шла ли борьба с дороговизной, шел ли вопрос о завоевании нрава для рабочих в прусском ландтаге — партия выискивала возможно более легальные, узаконенные пути борьбы. Если возникал вопрос о возможности вынесения борьбы за пределы закрытых собраний, о придании борьбе более активного, более революционного характера, центры испуганно махали руками.
«Эксперимент? — Боже избави!.. Мы еще не довольно окрепли. Наши кадры еще недостаточно многочисленны. Поражение нанесет громадный ущерб при следующих выборах».
|
|
«Nur immer langsam voran!» * И настроение масс разбивалось, массы приучались к пассивности, в массах застаивалась революционная воля, в массах не укреплялась инициатива, не нарастали навыки активно, не дожидаясь пароля форштанда, отзываться на события.
Что же мудреного, если, воспитанный в почитании лишь «мирных», законных и легальных путей борьбы, германский пролетариат в июле 1914 года, в тот момент, когда история потребовала от него непримиримости и революционной активности, не сумел самостоятельно и активно отозваться на события? Массы с выжидательной верой ждали пароля «сверху», а верхи, ссылаясь на безактив-ность масс, беспомощно разводили руками и делали поспешный вывод, что массы, очевидно, за войну!
Этот вывод они не попытались проверить ни референдумом (мерой, вовсе не неосуществимой при хваленой организованности партии), ни призывом дать решительный революционный отпор намерениям классовой власти. Верхи, центры, не апеллировали к активности рабочих, не искали в решении партийной демократии опоры для определения своей тактики в вопросе о жизни и смерти не только сотен тысяч, миллионов своих товарищей, но и вопросе жизненной важности для всего рабочего Интернационала.
Верхи, предоставив массы своей собственной судьбе, без сопротивления и боя попросту свернули революционное знамя... Скольких сознательных рабочих поведение верхов сбило с толку! Привыкшие без критики, послушно следовать за своими центрами, рабочие отбрасывали, заглушали мучившие их сомнения.
«Наши избранники голосуют за войну, «Vorwarts» 51 советует не поддаваться настроению и не делать необдуманных, легкомысленных шагов, чтобы дать повод к эксцессам... Очевидно, они, наши избранники, видят и знают то, что ускользает от нашего понимания?» И рабочие, массовики, шли на позиции, шли на верную смерть с убежде-
«Вперед потише!» (нем.)
нием, что их вожди знают, за что им надо жертвовать жизнью...
Было ли бы такое ненормальное, вредное явление возможным, если б массы были приучены самостоятельно и активно отзываться на события, если б партия тщательно не тушила всякий стихийный протест, всякое проявление массовой непримиримости? Если массы оставались безгласными в минуту глубочайшей исторической важности, то вина за их молчание всецело падает на тех, кто в своем поклонении мирным средствам, узаконенным, легальным путям борьбы, в своей ненависти ко всему революционному и принципиально-бескомпромиссному годами воспитывали рабочих в духе «мирного врастания», годами убаюкивали в них живые, творческие порывы классовой строптивости. Нелегальные воззвания, манифесты, митинги, созываемые явочным порядком в мастерских, на перекрестках, площадях, революционный клич: на улицу в борьбе с войной! Все эти методы самозащиты, все эти средства, рождаемые тут же, на месте, в порыве революционного вдохновения,— их не сумел применить, использовать рабочий класс, воспитанный в рамках строгой легальности и бесконтрольного подчинения собственным верхам за июльские дни. Не привычными демонстрациями, охраняемыми полицейскими, не теоретическими рассуждениями о причинах и значении войны возможно было предотвратить надвигающуюся опасность мирной бойни. «Бог войны» мог отступить лишь перед лицом воспрянувшего и энергично выступившего «красного призрака»...
|
|
Но привычка пользоваться только узаконенными путями, только «допущенными», мирными средствами самозащиты, связала по рукам и ногам пролетариат Германии и в связанном виде бросила под колесницу бога-войны.
Этот урок не пройдет даром для пролетариата всего мира. Настоящая кровавая эпоха, эпоха обнаружения всех скрытых язв внутри отдельных национальных, социалистических партий, с полной очевидностью показывает, что теория «приспособления» рабочего движения к капиталистическому укладу собственной страны, теория «мирной борьбы» за классовое господство, является величайшей опасностью для интернационального, революционно-классового освободительного движения рабочих.
Пусть запомнят и те, кто осуждает германских рабочих за недостаток активности, и те, кто видят в этом свидетельство их «политической зрелости», что отрешиться от безмолвия в нужную историческую минуту массы, смогут лишь тогда, когда сам авангард пролетариата — социалистические партии всех стран, сбросив путы мертвящего социал-реформизма, смело выдвинет все средства, все пути, все методы борьбы, какие подскажет ему революционное творчество...
«Коммунист», 1915, №№ 1 — 2, стр. 159-161.