Содержание
þ Комплексы упражнений
þ Указания к проведению артикуляционной гимнастики
þ Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата
þ Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц].
þ Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ].
þ Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [л], [л'].
þ Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [р], [р'].
Комплексы упражнений
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.
I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
|
|
II. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.
III. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков.
IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [л], [л'].
V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р'].
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик.
Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук.
|
|
В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:
а) гласных; б) взрывных согласных; в) носовых и сонорных; г) губных и язычных; д) взрывных и щелевых; е) переднеязычных и заднеязычных. Эта работа проводится с использованием игровых приемов и способствует развитию у ребенка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.