Комплексы упражнений

Содержание

þ Комплексы упражнений

þ Указания к проведению артикуляционной гимнастики

þ Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата

þ Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц].

þ Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ].

þ Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [л], [л'].

þ Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [р], [р'].

Комплексы упражнений

В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро ме­нять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована.

Упражнения для развития движений органов артикуляционно­го аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и поло­жения органов артикуляционного аппарата.

II. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.

III. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппа­рат для правильного произнесения шипящих звуков.

IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппа­рат для правильного произнесения звуков [л], [л'].

V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р'].

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игро­вой форме. Объем требований к выполнению движений невелик.

Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших на­выков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четко­стью выполнения движения, за умением плавно, достаточно бы­стро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчи­востью конечного результата: полученное положение органа ар­тикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, при­вычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподража­ния на этот звук.

В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимна­стики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:

а) гласных; б) взрывных согласных; в) носовых и сонорных; г) губных и язычных; д) взрывных и щелевых; е) переднеязычных и заднеязычных. Эта работа проводится с использованием игровых приемов и способствует развитию у ребенка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: