Методика преодоления нарушений голоса

Для детей со стёртой дизартрией представляет определённую трудность длительный и экономный выдох, что необходимо для нормальной речи. Ранее были представлены упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания. Все эти упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки.

По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которые свойственны детям со стёртой дизартрией. В работу по формированию произношения рекомендуется включать фонетическую ритмику.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Педагог, проводящий занятия по фоноритмике должен сам уметь и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;

  • ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без неё;
  • уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
  • видеть и уметь исправлять характер движений у детей;
  • стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и детей;
  • слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
  • пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Одним из разделов системы работы по преодолению фонетических нарушений у детей со стёртой дизартрией является формирование интонационной выразительности речи. Работа по данному направлению предусматривает введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания (Приложение 5).

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что при систематических занятиях с ребенком предлагаемые системы упражнений способствуют успешному преодолению трех синдромов дизартрии: артикуляторных расстройств, нарушения речевого дыхания, нарушений голоса.

Литература:

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2004

2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. – Сп, 2003.

3. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: