Основные составляющие идеального «города для людей»

Зарубежное видение проблемы гуманизации постиндустриальной городской среды

В данном параграфе приводятся результаты международных исследований в области формирования городского пространства. Особое внимание уделяется восприятию города в целом.

В 2013 г. некоммерческая научно-образовательная организация Urban Land Institute (основанная в 1936 г. Washington, DC) опубликовала доклад Building Healthy Places, постулирующий основные принципы формирования гуманной городской среды:

1. Put people first: «Сначала люди». Необходимость общественных пространств без коммерческой составляющей;

2. Recognize economic value: здоровье населения как составляющая экономического роста;

3. Empower champions for health: Активные пространства, формируемые спортивными субкультурами;

4. Energize shared spaces: Насыщенность пространства разнообразными программами и возможность «переменных» программ;

5. Ensure equitable access: обеспечение справедливого досуга (в том числе малоимущим и пенсионерам);

6. Mix it up: разнообразие культурных и социальных экосистем;

7. Embrace unique character: уникальность (своеобразие) данной территории;

8. Promote access to healthy food: доступность здоровой экологически чистой еды

9. Make it active: доступность активного (в идеале - спортивного) образа жизни

В тоже время, Project for Public Spaces (PPS) — неправительственная организация, основанная в 1975 урбанистом-стратегом Уильямом Уайтом, предлагает следующие характеристики идеального городского пространства: (таб. 2).

Таблица 2. Слагаемые Public Spaces
Открытость Виды использования Комфорт Связи/доступности
Кол-во женщин, детей и пожилых людей Формы владения местным бизнесом Гигиеничность Траффик
Социальные связи Виды землепользования Состояние застройки Использование транзитов
Добровольческие инициативы Ценность собственности Экологическое состояние Пешеходная активность
Вечернее использование Розничные продажи Криминальная статистика Пассажиропоток
Уличная жизнь Арендная плата   Способы парковки

Ключевое понятие «открытость», предполагает, что в идеале ОП должно быть «кооперативное, интерактивное, дружелюбное, добрососедское, разнообразное, внимательное», при этом предлагаемые виды использования обязывают идеальное ОП быть «веселым, активным, живым, особенным, реальным, полезным, оригинальным, праздничным». Понятие комфорт предполагает, что идеальное ОП можно описать как «безопасное, чистое, «зеленое», удобное для сидения, удобное для пешеходов, историческое, одухотворенное», а понятие связи/доступности – «Протяженное, близкое, связное, понятное, удобное для прогулок, доступное»

Фактически, все вышеперечисленные принципы подробнее раскрывают идеи «Новой урбанистики» и Everyday Urbanity, повторяя давно озвученные концепции приоритета пешехода и эмоциональной насыщенности городской среды (что отходит к идеям «экономики впечатлений» Р. Флориды).

Отечественный взгляд на проблему модернизации ОП

На основе доклада Urban Land Institute группой отечественных градостроителей в 2014 г. были сформулированы принципы «Хорошего города» (см. Приложения к первой главе, табл. 2).

Одновременно, на официальном сайте Департамента Экономической Политики и Развития города Москвы было представлено видение столицы как «Города удобного для жизни» и выделены следующие приоритеты развития столицы (см. Приложения к первой главе, табл. 3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: