Переходные положения

Статья 139

1. Государства-члены, в отношении которых Совет не решил, что они отвечают необходимым условиям для принятия евро, далее именуются “государства-члены, подпадающие под изъятие”.

2. К государствам-членам, подпадающим под изъятие, не применяются следующие положения Договоров:

а) принятие тех частей главных ориентиров экономической политики, которые в общем и целом касаются зоны евро (параграф 2 статьи 121);

b) принудительные средства по исправлению чрезмерных дефицитов (параграфы 9 и 11 статьи 126);

с) цели и задачи ЕСЦБ (параграфы 1, 2, 3 и 5 статьи 127);

d) эмиссия евро (статья 128);

е) акты Европейского центрального банка (статья 132);

f) меры, относящиеся к использованию евро (статья 133);

g) денежные соглашения и иные меры, относящиеся к политике валютных курсов (статья 219);

h) назначение членов Дирекции Европейского центрального банка (параграф 2 статьи 283);

i) решения, которыми устанавливаются общие позиции в рамках компетентных международных финансовых институтов и конференций по вопросам, представляющим особый интерес для экономического и валютного союза (параграф 1 статьи 138);

j) меры, направленные на создание объединенного представительства в рамках международных финансовых институтов и конференций (параграф 2 статьи 138).

В статьях, указанных в пунктах “a” – “j”, под “государствами-членами”, соответственно, понимаются государства-члены, денежной единицей которых является евро.

3. В соответствии с главой IX Устава ЕСЦБ и ЕЦБ государства-члены, подпадающие под изъятие, и их национальные центральные банки лишаются прав и обязанностей в рамках ЕСЦБ.

4. Права голоса членов Совета, представляющих государства-члены, подпадающие под изъятие, приостанавливаются в ходе принятия Советом мер, которые указаны в статьях, перечисленных в параграфе 2, а также в следующих случаях:

а) рекомендации, адресуемые в рамках многостороннего наблюдения государствам-членам, денежной единицей которых является евро, в том числе относящиеся к программам стабильности и предупреждениям (параграф 4 статьи 121);

b) меры в отношении чрезмерных дефицитов, касающиеся государств-членов, денежной единицей которых является евро (параграфы 6, 7, 8, 12 и 13 статьи 126).

Квалифицированное большинство остальных членов Совета определяется в соответствии с пунктом “а” параграфа 3 статьи 238.

Статья 140

1. Не реже чем каждые два года или по запросу любого государства-члена, подпадающего под изъятие, Комиссия и Европейский центральный банк докладывают Совету о прогрессе, который достигнут государствами-членами, подпадающими под изъятие, в выполнении своих обязанностей по формированию экономического и валютного союза. В этих докладах, в частности, проверяется, соответствует ли национальное законодательство каждого из данных государств-членов, включая уставы их национальных центральных банков, статьям 130, 131 и Уставу ЕСЦБ и ЕЦБ. В докладах также осуществляется проверка на предмет достижения высокого уровня устойчивого сближения – путем анализа того, в какой степени каждое из данных государств-членов выполнило следующие критерии:

– достижение высокого уровня стабильности цен; это будет следовать из темпов инфляции, близких к темпам инфляции максимум трех государств-членов, демонстрирующих наилучшие результаты в области стабильности цен;

– удовлетворительный характер состояния публичных финансов; это будет следовать из бюджетной ситуации, которая не проявляет чрезмерного бюджетного дефицита в значении параграфа 6 статьи 126;

– соблюдение нормальных пределов колебаний, предусмотренных механизмом валютных курсов Европейской валютной системы, на протяжении, как минимум, двух лет без проведения девальвации своей денежной единицы по отношению к евро;

– устойчивый характер сближения, достигнутого государством-членом, подпадающим под изъятие, и его участия в механизме валютных курсов, который отражается в уровнях долгосрочных процентных ставок.

Четыре критерия, предусмотренные в настоящем параграфе, и уместные сроки, в течение которых должно быть обеспечено соблюдение каждого из них, уточняются в протоколе, прилагаемом к Договорам. Доклады Комиссии и Европейского центрального банка также учитывают результаты интеграции рынков, состояние и изменения текущих платежных балансов, оценку эволюции удельных трудовых издержек и других индексов цен.

2. После консультации с Европейским парламентом и обсуждения в рамках Европейского совета Совет по предложению Комиссии принимает решение о том, какие государства-члены, подпадающие под изъятие, отвечают необходимым условиям исходя из критериев, установленных в параграфе 1, и прекращает изъятия соответствующих государств-членов.

Совет постановляет после получения рекомендации со стороны квалифицированного большинства его членов, представляющих государства-члены, денежной единицей которых является евро. Данные члены выносят свое решение в течение шести месяцев после получения Советом предложения Комиссии.

Квалифицированное большинство упомянутых членов, предусмотренное во втором абзаце, определяется в соответствии с пунктом “а” параграфа 3 статьи 238.

3. Если согласно процедуре, предусмотренной в параграфе 2, решено прекратить изъятие, то Совет, постановляя на основе единогласия государств-членов, денежной единицей которых является евро, и соответствующего государства-члена, по предложению Комиссии и после консультации с Европейским центральным банком необратимо фиксирует курс, по которому евро заменяет собой денежную единицу соответствующего государства-члена, и принимает другие меры, необходимые для введения евро в качестве единой денежной единицы в соответствующем государстве-члене.

Статья 141

1. Если и до тех пор, пока существуют государства-члены, подпадающие под изъятие, и без ущерба параграфу 1 статьи 129 Общий совет Европейского центрального банка, предусмотренный в статье 44 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, учреждается как третий руководящий орган Европейского центрального банка.

2. Если и до тех пор, пока существуют государства-члены, подпадающие под изъятие, Европейский центральный банк применительно к этим государствам-членам:

– укрепляет сотрудничество между национальными центральными банками;

– усиливает координацию денежной политики государств-членов с целью обеспечить стабильность цен;

– наблюдает за функционированием механизма валютных курсов;

– проводит консультации по вопросам, которые относятся к ведению национальных центральных банков и затрагивают стабильность финансовых институтов и рынков;

– осуществляет прежние функции Европейского фонда валютного сотрудничества, которые сначала перешли от него к Европейскому валютному институту.

Статья 142

Каждое государство-член, подпадающее под изъятие, рассматривает свою политику валютных курсов как проблему, имеющую общий интерес. Делая это, государства-члены учитывают опыт, приобретенный благодаря сотрудничеству в рамках механизма валютных курсов.

Статья 143

1. В случае возникновения в платежном балансе государства-члена, подпадающего под изъятие, трудностей или серьезной угрозы возникновения трудностей, проистекающих либо из неравновесия баланса в целом, либо из характера валютных средств, которые находятся в его распоряжении, и способных, в частности, нарушить функционирование внутреннего рынка или реализацию общей торговой политики, Комиссия безотлагательно проводит изучение ситуации данного государства, а также действий, которые оно предприняло или может предпринять в соответствии с положениями Договоров, обращаясь к любым средствам, находящимся в его распоряжении. Комиссия указывает меры, которые она рекомендует принять заинтересованному государству.

Если действия, предпринятые государством-членом, подпадающим под изъятие, и меры, предложенные Комиссией, оказываются недостаточными для преодоления возникших или угрожающих трудностей, то Комиссия после консультации с Экономическим и финансовым комитетом рекомендует Совету предоставить взаимопомощь и подходящие методы таковой.

Комиссия регулярно информирует Совет о состоянии, в котором находится данная ситуация, и о его изменениях.

2. Совет предоставляет взаимопомощь; он принимает директивы или решения, фиксирующие ее условия и порядок. Взаимопомощь может выражаться, в частности, в форме:

а) согласованных действий в других международных организациях, к которым могут обратиться государства-члены, подпадающие под изъятие;

b) мер, необходимых с целью не допустить искажений в торговле, в случае, если подпадающее под изъятие государство-член, которое испытывает трудности, сохраняет или восстанавливает количественные ограничения по отношению к третьим странам;

с) выделения ограниченных кредитов другими государствами-членами с их согласия.

3. Если рекомендованная Комиссией взаимопомощь не была предоставлена Советом или если предоставленная взаимопомощь и принятые меры являются недостаточными, то Комиссия разрешает подпадающему под изъятие государству-члену, которое испытывает трудности, принимать защитные меры на условиях и в порядке, определяемых Комиссией.

Данное разрешение может быть отозвано, а его условия и порядок – изменены Советом.

Статья 144

1. Если происходит внезапный кризис в платежном балансе и за этим незамедлительно не следует решение в значении параграфа 2 статьи 143, то подпадающее под изъятие государство-член в порядке предосторожности может принимать необходимые защитные меры. Эти меры должны вызывать наименьшие расстройства в функционировании внутреннего рынка и не выходить за рамки пределов, строго необходимых для преодоления внезапно возникших трудностей.

2. Комиссия и остальные государства-члены должны быть проинформированы о данных защитных мерах не позднее того момента, когда они вступают в силу. Комиссия может рекомендовать Совету предоставить взаимопомощь в соответствии со статьей 143.

3. Совет по рекомендации Комиссии и после консультации с Экономическим и финансовым комитетом может принять решение, предписывающее заинтересованному государству-члену изменить, приостановить или отменить вышеупомянутые защитные меры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: