· В содержание обучения ИЗО входят пять основных учебных проблем:
цвет, пространство, композиция, форма, техника.
Понятие «учебная проблема» - относительно недавно установилось в методике преподавания ИЗО. Впервые описание этого понятия представлено у Б.П. Юсова. Он, основываясь на перечне основных проблем художественного творчества, описанных в эстетике, предложил перечень основных учебных проблем курса «ИЗО». Это позволило структурировать дидактическое содержание курса. Вслед за этим автором, такое структурирование содержания обучения ИЗО в школе осуществлено В.Н. Даниловым в действующем 2 варианте программ для школ. В настоящее время этот способ структурирования содержания принят и авторами 1 варианта действующих школьных программ, поддерживается образовательным стандартом предмета.
· Учебная проблема «композиция» включает следующие учебные (дидактические) задачи:
1. Сюжетно-композиционный центр (центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие, главных действующих лиц). Приемы выделения СКЦ – освещенностью, цветом, размером, контрастами, объемом, тоном.
|
|
2. Статика и динамика – (передача движения или покоя в композиции). Правила: диагональные линии в композиции создают движение, вертикальные и горизонтальные линии создают ощущение покоя, движение можно передать если оставить сводное пространство перед движущимся объектом. Композиция построенная на простых геометрических схемах (треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.) так же создает ощущение статичности.
3. Ритм – универсальное природное свойство (смена дня и ночи, времен года). Ритм всегда подразумевает движение, возможны перебои ритма, ритмические акценты. Ритм – чередование, каких либо элементов, происходящее с какой либо последовательностью. Ярким примером ритма является орнамент.
4. Симметрия и асимметрия. Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. Симметричными являются тождественные элементы фигуры одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости называемых центром, осью или плоскостью симметрии. Существует три основных вида симметрии – зеркальная, осевая и симметрия переноса. Асимметрия противоположное понятие симметрии.
5. Формат и размер изображения. Формат – форма и размер плоскости на которой выполняется изображение (вертикальный, горизонтальный, квадрат). Размер и форма формата выбирается в соответствии с изображением, компонуемым на него.
Тема: «Рисуем животных»
Проблема: композиция
Цель: формирование понятия о статике и динамики, развитие композиционного мышления, воспитание любви к домашним животным
Задача: выполнить рисунок кота в движении материалом на выбор (карандаш, тушь, маркер)