Основные Методические положения и характеристика программы

Обучение по программе строится на основе следующих методических положений:

- единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, принципов подготовки для всех возрастных групп;

- неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется к увеличению объема специальной подготовки;

- строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми;

- преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом периодов развития физических качеств.

Минимальный возраст зачисления детей в группы - 10 лет.

Режим занятий – 3 раза в неделю по 2 академических часа (45 мин).

Подготовительные группы начальной подготовки (5 – 9 лет) работают по специальной программе начальной подготовки.

Совершенствование навыков занимающихся более старшего возраста происходит в смешанных группах по программе третьего года обучения с учётом индивидуальных особенностей.

Программа предусматривает:

- изучение истории возникновения и развития каратэ в целом и Киокусинкай в частности, эволюцию, современное состояние Киокусинкай в России и в мире;

- овладение начальными представлениями о терминологии, классификации уп­ражнений, основах техники Киокусинкай;

– гармоничное физическое развитие занимающихся с учетов возрастных особенностей, раскрытие их индивидуальных особенностей, развитие воли, мужества, патриотизма и высокого уровня социальной активности.

В процессе обучения обучающиеся овладевают:

- умениями и навыками в технике Киокусинкай, согласно требованиям экзаменационного минимума;

- навыками развития физических качеств с учетом индивидуальных особенностей и требований настоящей программы;

- знаниями о правилах этикета Киокусинкай, правилах техники безопасности на занятиях, ухода за спортивным снаряжением и личной гигиене, навыкам здорового образа жизни.

Учебный процесс рассчитан на 5 лет. Для каждого года обучения определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным видам подготовки, варианты построения годичного тренировочного цикла с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности занимающихся. На настоящий момент, в Шолоховской ДЮСШ, на отделении киокусинкай, функционируют четыре группы: СОГ-1 (первого года обучения), НП-1 (второго года обучения), УТГ-1 (третьего года обучения) и УТГ – 2 (Дударевский)(четвертого года обучения).

Каждый год обучения предусматривает решение конкретных задач теоретической, физической, технической подготовки и формирования у занимающихся правильных установок в отношении гигиены и поведения в обществе.

На первом году обучения, занимающиеся гармонично, в соответствии с возрастными особенностями, развивают различные физические качества. В игровой форме изучают основы традиционной базовой техники. Знакомятся с правилами техники безопасности. На первом году обучения начинается изучение традиционной базовой техники Киокусинкай, изучаются базовые ката в объеме программных знаний традиционной школы Киокусинкай, соответствующих 11-му - 10-му стилевому ученическому разряду (11 кю - 10 кю). В игровой форме изучаются основы парного взаимодействия.

На втором году обучения начинается изучение традиционной базовой техники Киокусинкай, изучаются базовые ката в объеме программных знаний традиционной школы Киокусинкай, соответствующих 9-му – 7-му стилевому ученическому разряду (9 кю – 7 кю). В игровой форме изучаются основы парного взаимодействия. Изучаются правила этикета, принятые в восточных боевых искусствах, в целом, и в Киокусинкай, в частности.

Третий год обучения предусматривает продолжение изучения и совершенствование базовой техники Киокусинкай, изучение базовых ката в объеме программных знаний традиционной школы Киокусинкай, соответствующих 6-му – 5-му) стилевому ученическому разряду (6 кю – 5 кю). Изучаются правила личной и общественной гигиены. Занимающиеся, знакомятся с историей соревнований по виду спорта. Изучаются основы специализированной техники и тактики парного взаимодействия и самозащиты.

На четвертом году продолжается изучение традиционной техники и совершенствование спортивной базовой техники Киокусинкай, изучение базовых ката в объеме программных знаний традиционной школы Киокусинкай, соответствующих 5-му и 3-му стилевому ученическому разряду (5 и 3 кю). Изучаются основы специализированной техники и тактики парного взаимодействия и самозащиты.

Количество занятий в неделю может быть установлено администрацией школы и в любом случае должно соблюдать требования СанПин 2.4.4. 1251-03.

Формы проведения занятий:

- групповая;

- индивидуально – групповая;

- индивидуальная.

Занятия проводятся поурочно с соблюдением недельного режима.

Поурочные занятия подразделяются на:

- ознакомительные;

- обучающие;

- закрепляющие;

- контрольно–закрепляющие;

- контрольные.

В группы 1 года обучения принимаются все желающие при наличии медицинской справки, не имеющие противопоказаний для занятий Киокусинкай.

К занятиям Киокусинкай допускаются дети и подростки, отнесенные к основной и подготовительной медицинской группе. Возможна организация занятий для детей с ограниченными возможностями.

Добор в группы 1 года обучения проводится в течение всего учебного года. Перевод в другие группы осуществляется по результатам тестирования (см. «Контрольные нормативы по видам подготовки»).

Медицинские обследования занимающихся должны проводиться в начале каждого учебного года, а также перед спортивными мероприятиями, семинарами, после перенесенных заболеваний или длительных перерывов в занятиях.

Без заключения врача о состоянии здоровья учащиеся к практическим занятиям не допускаются.

При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а также правила безопасности при проведении занятий.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

Работа в группах планируется на время общепринятого учебного года - с сентября по май. Особенности организации традиционного учебного года накладывают свой отпечаток на организацию работы по программе. В плане для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам подготовки, предложены варианты построения годичного тренировочного цикла с учетом возрастных особенностей и должного уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся.

Для групп первого года обучения учебный год целесообразно на периоды не делить, учитывая, что первый год занятий в целом носит подготовительный характер.

Учебный год, начиная со второго года обучения, делится на подготовительный, основной и переходный периоды. Планирование периодов подготовки зависит от календаря спортивных мероприятий.

В каждом периоде должны решаться конкретные задачи. Так задачами подготовительного периода (сентябрь – декабрь) являются: укрепление здоровья занимающихся, существенное повышение общей физической подготовленности, изучение широкого круга технических действий, повышение общего уровня волевых возможностей, воспитание спортивного трудолюбия.

Главной задачей основного периода (январь – май) является сохранение спортивной формы на все время проведения спортивных мероприятий и реализация ее в спортивных достижениях. Учебно-тренировочная работа проводится по укороченной программе, как по объему, так и по интенсивности и строится в соответствии с календарем и напряженностью предстоящих спортивных мероприятий. Большое значение приобретает психологическая подготовка. Совершенствование физической и технической подготовки осуществляется строго индивидуально, исходя из собственной готовности ребенка и направлено на достижение максимальной специальной тренированности.

Физическая подготовка в соревновательном периоде носит характер непосредственной функциональной подготовки к предстоящему участию в соревнованиях, аттестации или других спортивных мероприятиях.

Техническая подготовка обеспечивает доведение двигательной деятельности до возможно высокой степени совершенства движений.

В морально-волевой и психологической подготовке особое значение имеет непосредственная психологическая настройка на участие в спортивных мероприятиях, мобилизация спортсмена на высшие проявления физических и духовных сил.

Переходной период (июнь – август) направлен на восстановление после больших физических и особенно психических нагрузок, а также на поддержание соответствующего уровня физических качеств с тем, чтобы начать новый цикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий. Во время переходного периода учащиеся частично освобождаются от тренировок, но им вменяются утренние прогулки, а также, в зависимости от самочувствия, активный отдых или занятия игровыми видами спорта. Во время переходного периода, проводится спортивный оздоровительный лагерь, результаты организации этого лагеря положительные, важный фактор – смена обстановки. Режим дня, правильно организованное питание, правильно организованные физические нагрузки и активный отдых- лучшее средство для востановления спортсмена.

Учебный год поделен на четверти, что дает возможность спланировать занятия по циклическому графику. Каждая четверть – как этап, или мезоцикл, в годовом плане (макроцикле).

План работы на каждый год, рассматривается как макроцикл и состоит из четырех мезоциклов или четвертей. Каждый мезоцикл представляет собой определенный этап подготовки: подготовительно-ознакомительный, этап закрепления, этап наработки, этап совершенствования.

1 учебная четверть – подготовительно-ознакомительный этап. На этом этапе за уроки с 1 по 18 ученикам предлагается, на основе полученных знаний, умений и навыков за предыдущие годы, вспомнить все технические элементы изучаемые ранее, и ознакомиться с материалом предстоящего учебного года. Следует отметить, что программа работы в этой четверти включает в себя весь спектр итоговых требований за год.

2 учебная четверть – этап закрепления. На этом этапе ученикам предлагается закрепить полученные знания и приобрести устойчивый навык выполнения технических действий. Причем построение занятий идет по принципу усложнения с целью поддержания интереса к изучаемому предмету. Как и в предыдущей четверти, программа работы содержит весь спектр изучаемого материала. Применяем принцип повторения, но в усложнившейся ситуации (постоянная смена партнера, меняющийся темп выполнения, высокая наполненнность занятия).

3 учебная четверть – этап наработки. На этом этапе ученикам предлагается довести свое умение выполнения технических действий до устойчивого уверенного применения, невзирая на внешние раздражители и постоянно меняющийся рисунок проведения занятия. Немаловажным фактором является умение учеников быть внимательными, так как все команды в зале начинают звучать на японском языке (дополнительный затрудняющий фактор). Как и предыдущие мезоциклы, этот мезоцикл содержит весь спектр изучаемого материала за год.

4 учебная четверть – этап совершенствования. На этом этапе ученикам предлагается совершенствовать свои умения и навыки. Важным для преподавателя на этом этапе является умение составлять равные по своим способностям и возможностям рабочие группы учеников. Как показывает опыт работы, на этом этапе происходит разделение класса по степени усвоения материала и важно умело использовать принцип индивидуального подхода к обучению. Эта четверть в своей программе также содержит весь спектр изучаемого материала за год. Каждый мезоцикл содержит внутри себя микроциклы, состоящие из 2-4 уроков, объединенных между собой единой темой, и заканчивается контрольными занятиями и специальным уроком, на котором проводится разбор типичных ошибок.

Годовой план, содержащий в себе мезоциклы, в свою очередь поделён на микроциклы. Каждый микроцикл представляет собой группу из 2-4 уроков, объединенных между собой единой темой. В конце микроцикла проводится контрольное занятие.

На первый план при работе в микроцикле выдвигается положение о закономерностях, связанных с неравномерностью освоения сложных двигательных действий, которые проявляются в изменении темпов обучения, чередования в ряде случаев, своего рода «триад», включающих быстрый рост, снижение темпов освоения и плато, когда нет видимых признаков роста качества выполнения действий.

Каждый отдельный микроцикл - это этап, в процессе которого происходит обучение, закрепление, повторение, отработка, совершенствование конкретного технического действия.

Контрольное тестирование проводится два раза в год. Первое - в середине учебного года - определяет функциональный рост результатов. Второе - в конце учебного года - определяет уровень роста технического мастерства в форме аттестации по правилам, принятым в Ассоциации Киокусинкай России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: