Обзор развития гимнастики (гимнастика у древних народов, гимнастика в средневековье и в эпоху Возрождения )

В глубокой древности, в эпоху первобытно-общинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было, ни не были выделены в самостоятельный объект познания использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, во­инам, деятельность которых была насыщена самыми разнооб­разными движениями, — продолжительной ходьбой, бегом, пре­одолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползаньем, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др.

Многие из этих двигательных действий в несколько изменен­ном виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, вис завесом, размахивание в висе, подтягивание, подъем переворотом, прыжки в длину, в высоту, в глубину, ку­вырки, переползания, подлезания, упражнения в равновесии и др. В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IX в. до н.э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для веде­ния захватнических войн и удержания рабов в повиновении тре­бовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания. Они спа­ли на ложе из тростника, никогда не ели досыта, ходили без обу­ви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению пре­пятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощен­ным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость, необходимые в захватнических и оборонительных войнах, в пода­влении восстаний рабов, в принуждении их к интенсивной работе. Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.

В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, ме­тание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различ­ных препятствий, лазание, перелезание и др.).

В Афинах — центре древнегреческой культуры того же време­ни — было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспиты­вались родителями, а затем мальчики богатых родителей посеща­ли платные мусические школы (от слова «муза» — покровитель­ница науки, искусства), а с 12 — 13 лет обучались в государствен­ной школе — палестре (от слова «палее» — борьба).

В эпоху античности общество проявляло заботу о состоянии физического и душевного здоровья его членов, руководствуясь присущими тому времени представлениями о здоровье. Оно рас­сматривалось как физическое и душевное благополучие. Поэтому древние греки вели беспощадную борьбу с употреблением алко­голя. Описан случай, когда один служитель, пришедший на служ­бу в нетрезвом виде, был казнен. Особо строго за это наказыва­лись женщины. Более того, известны примеры, когда общество не поощряло творчество, а тем самым и искусство, ведущее к рас­стройству здоровья. Произведения, которые достигали наивысшей степени воздействия на душевное состояние людей, не получали одобрения. Так, драматург Фриних был приговорен к штрафу в тысячу драхм за то, что на представлении его пьесы все зрители заливались слезами.

Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была силь­ная, выносливая, хорошо подготовленная в военном отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16 — 17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо органи­зованную специальную физическую и военную подготовку. Обу­чение было очень суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, ше­сту, лестнице, скалолазание, игры в мяч, с бегом и преодолени­ем препятствий, упражнения на деревянном коне и др.

В период империи (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.) с переходом к профессиональной армии произошел упадок военно-физическо­го воспитания рабовладельцев. Они граничивались легкими гим­настическими упражнениями, прогулками, массажем и купани­ем в ароматизированной воде.

Средние века охватывают период с конца V до XVII века, когда феодализм был основным общественным строем в наиболее развитых районах. В разное время в различных частях мира народы пришли к новым формам физической культуры. Эти формы соответствовали их изменившемуся образу жизни и общественному строю.

В Китае, Индии, Японии, где большую роль играли традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а просто изменили их. Совершенно другое положение сложилось на территории бывшей Римской империи, где преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Существовавшие там институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами становившегося общества. В Византии были возрождены атлетические соревнования, соревнования на колесницах, наблюдалось увлечение конным поло, которое было заимствовано у персов.

Различные общественные потребности, условия, местные обычаи создали пестрое многообразие форм физической культуры. Однако из-за общественного строя физическая культура все больше становилась классовой. Обособлялись нормы игр и спортивные занятия, в связи с вассальными отношениями, различиями в жизни городского и сельского населения. Наиболее сильно физическая культура правящего класса развилась там, где для удержания власти от правителя требовались большие физические способности. Большую роль в развитии феодальных форм физической культуры играли также различные мировые религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: