Статьи о моих гостях

С 2007 года автор данных статей является членом интернет-сообщества путешественников Коучсерфинг.орг, с тех пор он помог посетить Дагестан куче интересных людей со всего мира, и про некоторых из них написал статьи в местные издания…

Путешествие по Дагестану с англичанином Дэниэлом Спрагом …

В конце мая 2010 корреспондент «НВ» совершил поездку по горному Дагестану с путешественником-экстремалом Дэниэлем Спрагом

Дэниэль вот уже три года колесит по дорогам Азии и Европы на собственном пикапе Tayota Hi-lux. За это время он объездил 22 страны. Дагестан он решил посетить из интереса — он знал, что тут проходит дорога из Европы в Азию, что республика была ареной различных исторических событий и сейчас переживает очередной период нестабильности. Вместе с тем Дэниэлю было интересно сравнить горные дороги Дагестана с дорогами в горных районах Индии, Непала, Афганистана и других стран.

Автомобилист — эстремал

Эколог по образованию, Дэниэль окончил Эссекский университет и с детства любил автомобили. В то же время питал слабость к путешествиям. В 22 года случайно увидел по телевизору репортаж об одном путешественнике, который проехал на мотоцикле через всю Африку. В тот миг у него зародилась мечта.

В 25 лет Дэниэль решил реализовать свою мечту — путешествие на автомобиле. Предварительно он скопил определенную сумму денег, разработал план будущего путешествия, обзавелся контактами в разных странах мира. Родители Дэниэля — уже на пенсии. Мать — бывшая учительница, отец — бухгалтер, но они без лишних разговоров отпустили сына — Дэниэль с детства был самостоятельным и добивался того, чего хотел.

Три года назад обыкновенный англичанин выехал на пароме из Лондона к французскому берегу.

Так началось его путешествие. Дэниэль проехал Францию, Бельгию, Нидерланды, Германию, Словакию, Румынию, Польшу, Украину, Европейскую часть России, посетив при этом Петербург, Москву, Казань, Уфу, потом всю Среднюю Азию, Казахстан, Туркмению, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию. Далее Афганистан, Пакистан, Иран, Индию, Непал, Грузию, Азербайджан, Абхазию. И снова въехал в Россию — уже на Северный Кавказ. Тут он успел посетить Северную Осетию, Карачаево-Черкессию, Ингушетию и горную Чечню.

Машина — пикап Toyota — ни разу не сломалась за три года, автомобиль оказался безотказным, как автомат Калашникова, — как говорит сам Дэниэль.

Один раз Дэниэль был ограблен — в Румынии.

Больше других стран англичанину понравился Пакистан — он прожил в Пакистане один год — в окрестностях Пешавара. Климат там, по его словам, удивительный, как в Швейцарии.

В Непале Дэниэль около трех недель прожил у подножия Эвереста — его впечатлила эта высочайшая в мире вершина.

В процессе путешествия, столкнувшись с большим количеством людей в разных странах мира, он пришел к выводу: чем беднее страна, тем в ней добрее и проще люди.

Тур по Дагестану: Гуниб — Кумух-Рича

В Махачкале Дэниэль не стал задерживаться. Угостившись хинкалом у меня дома, он сразу решил отправиться в горы и первым делом посетить Гуниб. Мне он предложил сопровождать его в путешествии, на что я, не раздумывая, ответил согласием. И что думать: ведь если б я отказался, стоило ли начинать вести рубрику, посвященную путешествиям?

По дороге в Гуниб машину путешественника три раза останавливала дагестанская милиция (на его джипе были английские номера), но после коротких объяснений и показа необходимых документов, отпускали без проблем.

Гуниб встретил нас проливным дождем. Несмотря на это, мы посетили основные достопримечательности — беседку Шамиля, Царскую поляну, Гунибский краеведческий музей.

Далее наша дорога шла в Кумух. Тут мы посмотрели древнюю мечеть, построенную еще в VIII веке арабами, совершили прогулку по центру селения. Дэниэля особенно заинтересовали древние надгробия на Кумухском кладбище. Также он очень педантично фотографировал старые дома и улочки.

Переночевав у моих родственников в расположенном недалеко от Кумуха селении Шовкра, утром на следующий день мы отправились в Кулинский район.

Местами дорога была труднопроходимой, однако Дэниэль оказался водителем экстра-класса. Он легко себя чувствовал на высокогорной дороге.

Проехав весь Кулинский район (Кая, Вачи, Кули, Хосрех), мы очутились на горной тропе, которую и дорогой-то было назвать нельзя. GPS-навигатор, установленный в машине Дэниэля, показывал отметку 2610 метров — мы были на вершине перевала, разделяющего Кулинский и Агульский районы. Все вокруг было в густом тумане, на окрестных вершинах лежал снег. Холод я чувствовал даже в ватной куртке, предусмотрительно захваченной в Махачкале.

Как оказалось, дорога из Кулинского в Агульский район уже давно мало кем из местных жителей используется. Жители Кулинского и Лакского районов ездят в Махачкалу через Леваши и Губден, а жители Агульского — в Дербент через Касумкент. Проложенная в высокогорье дорога медленно приходит в негодность. Особенно опасна она оказалась на участке возле первого селения, посещенного нами в Агульском районе, аула Чираг. Три раза приходилось переезжать через реку, затопившую дорогу. Река Чирагчай оказалась полноводной и бурной.

В одном месте вообще дорога была размыта оползнем — машина Дэниэля проехала по кромке скалы — под нами был обрыв глубиной метров в десять. Если машиной управлял не такой профессионал, мы могли бы упасть в него.

И вот впереди показался аул Рича. О нем стоит сказать отдельно. Расположенный на скале, он много дней отражал атаки монголов в XIII веке. Архитектура аула поразила Дэниэля — особенно старинный минарет аульской мечети. Встреченные нами местные жители без особых уговоров согласились позировать на фоне своего села — Дэниэль очень любит снимать людей в разных уголках мира.

Тпиг — Хив — Касумкент

Проведя больше часа в гостеприимном Рича, мы поехали в Тпиг — райцентр Агульского района. Райцентр оказался похожим на Рича, мы тут нашли такой же минарет мечети. Однако осмотреть селение более детально не получилось — пошел сильный дождь, поэтому мы поехали дальше. Проехав небольшое селение Хутхул, покинули Агульский район. Дорога в Хивском районе уже была асфальтовой, в райцентре — ауле Хив — уже светило солнце.

Тут Дэниэля заинтересовало старинное кладбище — он долго фотографировал надгробия. Я же фотографировал само селение. Приятно удивила его благоустроенность, а главное — кроме асфальта в Хиве есть газ. Один из встреченных нами местных жителей — Исмаил — стал приглашать нас к себе, рассказывал о жизни. Благодаря проведенному газу жизнь стала, по его словам, гораздо комфортнее. Дома у себя он сделал парилку.

Далее из Хива дорога шла по живописному ущелью — горы были покрыты густой растительностью — в отличие от безлесых скал Лакского, Кулинского и Агульского районов. Постепенно горы стали уходить далеко к горизонту, мы въехали в низменный Сулейман-Стальский район. Он порадовал нас удивительно буйной растительностью. Казалось, едешь по огромному саду. Первое селение на пути — Куркент уже резко отличалось по архитектуре от увиденного ранее в других районах: дома жителей расположены не рядом друг с другом, а на отдалении, а между ними — сады, огороды, хозяйственные строения.

Касумкент оказался в непосредственной близости от Куркента. Райцентр поразил своими размерами, широкими просторными улицами, а главное — густой растительностью: везде росли деревья. Также остался в памяти новый красивый мост через реку Чирагчай, а также огромный памятник Ленину на центральной площади этого большого райцентра.

Проехав в общей сложности около 500 километров, мы завершили наше путешествие. Дэниэль после Дербента решил отправиться в Астрахань, а оттуда в Монголию через Казахстан. С уверенностью могу сказать, что о Дагестане у него остались самые приятные впечатления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: