Исследование не открыло нового или неизвестного факта: престиж профессии учителя низок и в восприятии общества, и по мнению самих учителей и директоров. Со стороны учителей, однако, не было попыток назвать факторы, которые могли бы повлиять на изменение отношения к ним в обществе. Они не пытались посмотреть на себя со стороны и ответить на вопрос о том, насколько учитель в настоящее время соответствует тем требованиям, которые к нему предъявляет общество, рассматривающее общее образование в качестве средства для получения другого, более высокого уровня образования, необходимого для достижения успеха в жизни. И, судя1 по высказываниям учителей, создается впечатление, что им самим абсолютно ничего не надо делать для того, чтобы их статус изменился.
Средняя зарплата российского учителя по основному месту работы в школе - 4812 рублей в месяц. Средняя зарплата директора - 6912 рублей. При этом зарплата каждого четвертого российского учителя едва покрывает прожиточный минимум (23,8% получают менее 3000 рублей). Более 5000 рублей получают только 29,4% опрошенных. При этом большинство учителей имеет разряд ETC не выше 13-го, что определяет уровень их зарплаты.
Как видно из данных исследования, зарплата выше у учителей негосударственных школ по сравнению с государственными, у педагогов средних школ по сравнению с педагогами начальных и основных школ, у городских учителей по сравнению с сельскими, у учителей-предметников по сравнению с учителями начальных классов, у преподавателей гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов по
Грозит ли школе снижение кадрового потенциала?
Большинство опрошенных любят свою работу за то, что она приносит пользу обществу, дает возможность общаться с интересными людьми, имеет творческое начало.
Однако стоит отметить, что молодые респонденты чаще, чем их старшие коллеги, отмечали, что стали учителями прежде всего потому, что у них не было другого выбора. Как правило, отношение к профессии у столь низко мотивированных педагогов в дальнейшем в лучшую сторону не меняется. Если эта тенденция сохранится, то через некоторое время можно ожидать снижения кадрового потенциала системы общего среднего образования.
Большинство учителей и дирек-