Раздел 2. Общение и коммуникация

Категория общения в рамках социальной и политической психологии

Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия общение. Основные характеристики общения: содержание, функции, манера, средства и стиль.

Социальная обусловленность способности к общению. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Психологическая структура общения. Мотив общения. Роль общения в процессе социализации наряду с такими явлениями как деятельность и самосознание.

Коммуникативная сторона общения и ее особенности: обмен информацией, воздействие на партнера, наличие единой системы передачи информации, коммуникационные барьеры. Роль знаковых систем в процессе передачи информации. Речь как универсальное средство коммуникации. Виды вербальной коммуникации. Умение слушать как составляющая коммуникативной стороны общения. Нерефлексивное слушание: характеристика и ситуации применения. Рефлексивное слушание: особенности и приемы (выяснение, отражение чувств, резюмирование, перефразирование). Виды невербальной коммуникации: кинестетика, паралингвистика, экстралингвистика, проксемика и визуальное общение.

Взаимодействие в совместной деятельности. Условия успешности общения. Противоречивость общения. Кооперация и конкуренция (соревнование) как основные типы деятельности.

Межличностная перцепция. Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимания в процессе общения: идентификация и эмпатия, рефлексия. Эффекты межличностного восприятия: каузальная атрибуция, эффект ореола, эффекты новизны и первичности, стереотипизация, аттракция.

Понятие коммуникации. Общение и коммуникация: соотношение понятий. Черты массовой коммуникации. Основные различия массовой коммуникации и межличностного общения. Функции массовой коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: