1. Выбор темы и определение цели лекции.
2. Подбор литературы.
3. Составление примерного плана.
4. Изучение литературы и необходимые записи.
5. Подбор иллюстративного и наглядного материала.
6. Составление развернутого плана.
7. Написание текста лекции.
Выбор темы, составление плана лекции.
Тема должна быть: актуальной; интересной для авторов и слушателей; по хорошо известной автору проблеме; сформулирована кратко и выразительно.
План должен: раскрывать главное содержание лекции; придать изложению законченный характер; подготовить слушателей к активному восприятию.
Композиция лекции:
Введение – раскрывает задачи лекции, характеризует актуальность и значение темы, её узловые вопросы, обеспечивает контакт со слушателями, служит цели заинтересовать, овладеть их вниманием.
Основная часть – состоит из разделов и освещает главное содержание лекции.
Заключение – формулирует выводы, имеет цель закрепить основное содержание и усилить впечатление, поставить задачи и побудить стремление принять участие в их решении.
|
|
Факты и цифры должны: быть точными, правильно и объективно отражать истину; служить раскрытию содержания лекции; рассматриваться в историческом развитии; быть типичными, излагаться системно, всесторонне освещать проблему.
Не перегружайте лекцию цифрами. Для массовой аудитории со средним образованием рекомендуется использовать не более 20-25 цифр, разделенных на 5-7 смысловых групп.
Наглядные пособия на лекции.
До 80% информации человек получает через органы зрения. К наглядным средствам относятся: плакаты, таблицы, схемы, графики и диаграммы, диафильмы, слайды, кинофильмы, макеты, муляжи, препараты и т. д.
Наглядные пособия: помогают лучше усвоить содержание; повышают интерес слушателя; помогают выделить наиболее важное; усилить убедительность, доходчивость лекции, эмоциональное воздействие; усиливают внимание и активизируют мыслительную деятельность; позволяют выявить и объяснить явления, сделать выводы и обобщения.
Каждое наглядное средство подчиняется конкретной цели лекции. Показ их необходимо сопровождать объяснениями. Наглядные пособия должны органически входить в живую речь оратора, однако не следует перегружать ими лекцию.