В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:
· оптовые цены, по которым товары реализуются партиями в сфере оптовой торговли;
· розничные цены, по которым товары реализуются конечным потребителям через сферу розничной торговли;
· Тарифы (расценки) – цены, по которым производится оплата услуг (коммунальных, ремонтных, связи).
По признаку степени свободы цены подразделяют:
Твердые (или жестко фиксированные) цены. Они назначаются государственными органами и строго контролируются ими. Изменение таких цен производителем или торговцем преследуется по закону.
Регулируемые цены. Они также контролируются госорганами, но их роль в этом процессе чаще всего сводится к установлению верхнего или нижнего предела цен на определенные группы товаров;
Свободные цены, которые формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
Расчетная цена – цена, устанавливаемая на основе расчетов.
Договорная цена – цена, размер которой определен предваряющим акт купли-продажи соглашением между продавцом и покупателем.
Текущая, сопоставимая цена – цены, используемые в экономическом анализе и статистике.
Прогнозная цена – цена, применяемая в ходе разработки бизнес-планов, проектов и различных прогнозов.
Биржевая, аукционная, комиссионная цена – цены, определяемые типом рынка.
Мировая цена – цена, представляющая собой либо реально действующие на мировом рынке цены на те или иные товары, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах, либо цены, определяемые некоторыми международными организациями, ведающими торговле (например, цены на нефть, диктуемые ОПЕК).
Факторы, воздействующие на цену
потребители (спрос);
издержки производства и реализации;
конкуренты;
государство;
участники каналов сбыта.
Конкретные размеры цен зависят во многом от целей фирмы.