Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.
Необходимо соблюдать международные договоры.
Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.
НОВОЕ ВРЕМЯ:
Томас Мор свое представление об обществе изложил в Утопии.
- все живут натуральным хозяйством (золото и драгоценные камни используются в качестве игрушек для детей или из них делаются цепи для преступников);
- каждый еще в детстве осваивает какую-то профессию, которой впоследствии и занимается;
- дома общие, и раз в 5 лет (может, ошибаюсь со сроком, но вроде так) все меняются квартирами, которые выглядят одинаково;
- детей не живут в семьях, а воспитываются обществом (что-то типа закрытых пансионов), причем никто из родителей не знает, как выглядит его ребенок (по представлениям Мора, это позволяет одинаково хорошо относиться к любому ребенку или старшему, т. к. - вдруг вы родственники?);
- отдыхают все в одинаковое время, причем проводят время не абы как, а - развиваясь интеллектуально или физически.
Вообще же основная идея относительно общества у Мора - это справедливость и равенство.
|
|
Заметный вклад в мировую политическую мысль внес известный немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Свои воззрения он изложил в работах: «Протестанская этика и дух капитализма», «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», «Хозяйство и общество» и других,
В своих исследованиях М. Вебер уделил внимание самым различным аспектам жизнедеятельности общества: связям хозяйственной жизни, проблемам социальной структуры, экономическим и идеологическим интересам различных социальных групп, разделению и специализации труда, проблемам политической власти, се типов и легитимности, вопросам исторической причинности, проблемам рационализации и др,
М. Вебер рассматривал общество в его целостности. Он считал, что явления общественной жизни причинно обусловлены. Все они обусловливаются множеством причин. В реальной действительности не существует обусловленности явлений одним каким-то фактором. При этом Вебер исключал возможность определяющего влияния одного фактора на другие без ответного влияния па него с их стороны. Среди множества причин, обусловливающих конкретные явления, полагал он, могут быть главные. Так главным фактором, который привел к утверждению капитализма в странах Западной Европы, по Веберу, явился религиозно-этический комплекс. Этот комплекс, включавший в себя протестантизм и соответствующую ему этику, привел к формированию специфических черт личности, а том самым утвердил уникальное явление — западноевропейский капитализм, который не может повториться в других странах. Представляя собой наиболее рациональный тип хозяйствовании, капитализм в то же время, — «Чудовищный космос» в который каждый отдельный человек ввергнут с момента рождения и границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз и навсегда данными и неизменными» (цит. по: Философский словарь. — М., 1983. — С. 75).
|
|
Общество, по Веберу, дифференцировано на классы. Классовые различия и положения многомерны. Люди разделены по отношению к средствам производства, по религиозным и идеологическим признакам, по отношению к власти и т. д.
Сущность власти М. Вебер видел в повиновении определенному приказу. Повиновение приказу, по его мнению, осуществляется по трем причинам: в силу традиции и привычки, в силу необходимости выполнять определенные положения законов и в силу личной симпатии. В соответствии с этими основными мотивами повиновения, приказу М. Вебер охарактеризовал три типа легитимного политического господства: традиционное, легальное, харизматическое
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: Общественная мысль XX века изобилует многообразием подходов к пониманию человеческого общества, конкретными учениями о нем. В это время объектом глубокого исследования стали отдельные сферы общества, механизмы его функционирования и развития, противоречия общественной жизни,' субъекты (участники) исторического процесса. В истории общественной мысли Новейшего времени видное место занимает В.И.Ленин (Ульянов) (1870-1924) - русский революционер, мыслитель, основатель Советского государства. Делом всей его жизни стала задача подготовки и осуществления в России социалистической революции, и этому была подчинена вся его теоретическая деятельность как ученого. Повышенное внимание Ленин питал к проблемам социально-политической жизни общества, к теме классовой борьбы и природе политики. В ряде работ, посвященных этому, Ленин глубоко и детально проанализировал такие проблемы, как классовые отношения в российском обществе и становление капитализма в нем, национальный вопрос в стране, перспективы и условия осуществления революции, будущее государства.
Ленин полагал, что основной движущей силой социалистической революции может быть лишь пролетариат (рабочий класс), руководимый своей политической партией. Опираясь на беднейшее крестьянство, он призван осуществить революцию и начать строительство социализма в стране. "... Социализм, — писал Ленин, — неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм, на знамени которого стоит: "каждый по способностям, каждому по потребностям". В последние годы своей жизни Ленин в ряде своих работ ("Очередные задачи Советской власти" и др.) разработал подробный план построения социализма в нашей стране, создания его технологических основ, но осуществить это практически ему не удалось.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Котляров И. В., Институт социологии НАН Беларуси