Справедливое государство — христианское государство

Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Необходимо соблюдать международные договоры.

Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.

НОВОЕ ВРЕМЯ:
Томас Мор свое представление об обществе изложил в Утопии.
- все живут натуральным хозяйством (золото и драгоценные камни используются в качестве игрушек для детей или из них делаются цепи для преступников);
- каждый еще в детстве осваивает какую-то профессию, которой впоследствии и занимается;
- дома общие, и раз в 5 лет (может, ошибаюсь со сроком, но вроде так) все меняются квартирами, которые выглядят одинаково;
- детей не живут в семьях, а воспитываются обществом (что-то типа закрытых пансионов), причем никто из родителей не знает, как выглядит его ребенок (по представлениям Мора, это позволяет одинаково хорошо относиться к любому ребенку или старшему, т. к. - вдруг вы родственники?);
- отдыхают все в одинаковое время, причем проводят время не абы как, а - развиваясь интеллектуально или физически.
Вообще же основная идея относительно общества у Мора - это справедливость и равенство.

Заметный вклад в мировую политическую мысль внес известный немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Свои воззрения он изложил в работах: «Протестанская этика и дух капитализма», «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», «Хозяйство и общество» и других,

В своих исследованиях М. Вебер уделил внимание самым различным аспектам жизнедеятельности общества: связям хозяйственной жизни, проблемам социальной структуры, экономическим и идеологическим интересам различных социальных групп, разделению и специализации труда, проблемам политической власти, се типов и легитимности, вопросам исторической причинности, проблемам рационализации и др,

М. Вебер рассматривал общество в его целостности. Он считал, что явления общественной жизни причинно обусловлены. Все они обусловливаются множеством причин. В реальной действительности не существует обусловленности явлений одним каким-то фактором. При этом Вебер исключал возможность определяющего влияния одного фактора на другие без ответного влияния па него с их стороны. Среди множества причин, обусловливающих конкретные явления, полагал он, могут быть главные. Так главным фактором, который привел к утверждению капитализма в странах Западной Европы, по Веберу, явился религиозно-этический комплекс. Этот комплекс, включавший в себя протестантизм и соответствующую ему этику, привел к формированию специфических черт личности, а том самым утвердил уникальное явление — западноевропейский капитализм, который не может повториться в других странах. Представляя собой наиболее рациональный тип хозяйствовании, капитализм в то же время, — «Чудовищный космос» в который каждый отдельный человек ввергнут с момента рождения и границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз и навсегда данными и неизменными» (цит. по: Философский словарь. — М., 1983. — С. 75).

Общество, по Веберу, дифференцировано на классы. Классовые различия и положения многомерны. Люди разделены по отношению к средствам производства, по религиозным и идеологическим признакам, по отношению к власти и т. д.

Сущность власти М. Вебер видел в повиновении определенному приказу. Повиновение приказу, по его мнению, осуществляется по трем причинам: в силу традиции и привычки, в силу необходимости выполнять определенные положения законов и в силу личной симпатии. В соответствии с этими основными мотивами повиновения, приказу М. Вебер охарактеризовал три типа легитимного политического господства: традиционное, легальное, харизматическое


НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: Общественная мысль XX века изобилует многообразием подходов к пониманию человеческого общества, конкретными учениями о нем. В это время объектом глубокого исследования стали отдельные сферы об­щества, механизмы его функционирования и развития, противоречия общественной жизни,' субъекты (участники) исторического процесса. В истории общественной мысли Новейшего времени видное место занимает В.И.Ленин (Ульянов) (1870-1924) - русский революционер, мыслитель, основатель Советского государства. Делом всей его жизни стала задача подготовки и осуществления в России социалистической революции, и этому была подчинена вся его теоретическая деятель­ность как ученого. Повышенное внимание Ленин питал к проблемам социально-политической жизни общества, к теме классовой борьбы и природе политики. В ряде работ, посвященных этому, Ленин глубоко и детально проанализировал такие проблемы, как классовые отношения в российском обществе и становление капитализма в нем, национальный вопрос в стране, перспективы и условия осуществления революции, будущее государства.

Ленин полагал, что основной движущей силой социалистической революции может быть лишь пролетариат (рабочий класс), руководи­мый своей политической партией. Опираясь на беднейшее крестьян­ство, он призван осуществить революцию и начать строительство со­циализма в стране. "... Социализм, — писал Ленин, — неизбежно дол­жен постепенно перерасти в коммунизм, на знамени которого стоит: "каждый по способностям, каждому по потребностям". В последние годы своей жизни Ленин в ряде своих работ ("Очередные задачи Со­ветской власти" и др.) разработал подробный план построения социа­лизма в нашей стране, создания его технологических основ, но осуще­ствить это практически ему не удалось.


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Котляров И. В., Институт социологии НАН Беларуси


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: