Оборудование и материалы

Два бланка: «Лист 1. История развития ребенка до школы» и «Лист 2. История развития ребенка в школе» (см. приложение 2).

Каждый бланк содержит три пространственные части. Централь­ная (внутренняя) представляет собой своеобразную «линию жизни» ребенка, разбитую на интервалы, соответствующие годам его жизни до поступления в школу (лист 1) и после (лист 2). Относительно каждого года выстраивается событийный ряд жизни ребенка.

В соответствующие внешние части листа заносятся представле­ния родителей о переживаниях ребенка относительно показанных событий: в верхнюю — положительные, в нижнюю — отрица­тельные (модальность переживаний на листе обозначается соот­ветственно «+» и «—»).

Процедура проведения

В беседе с родителями психолог-консультант просит рассказать как можно подробнее историю жизни своего ребенка. Специально ставится задача выделять два плана сведений: 1) наиболее значи­мые события в хронологической последовательности; 2) фон эмо­циональных переживаний и поведенческих реакций, вызванных ими. По ходу беседы заполняются все три пространственные час­ти листа в каждом возрастном интервале жизни ребенка.

В обсуждении событийного ряда психолог предлагает выделить те возрастные периоды жизни ребенка, когда происходили:

1) изменение состава семьи (появление новых членов семьи, развод родителей, повторный брак, смерть близких родственни­ков и др.);

2) изменение круга воспитателей в семье (бабушка, другие род­ственники, отъезд родителей на заработки и др.);

3) изменение уровня жизни, жилищных и материальных усло­вий (переезд, успех предпринимательской деятельности родите­лей, безработность родителя и др.);


4) смена образовательного учреждения, группы (класса), вос­питателя (учителя).

В беседе также выявляются обстоятельства рождения ребенка (своевременность родов, родовые травмы и др.), особенности его здоровья, перенесенные заболевания (хронические или частые за­болевания, травмы, случаи госпитализации и др.).

Обработка и интерпретация данных

Содержание переживаний ребенка может отражать разные сто­роны его отношений к миру: к окружающим людям, предметной среде, к самому себе. В беседе психолог имеет возможность в ходе контент-анализа высказываний родителей выделить значимые для ребенка, с точки зрения взрослого, системы отношений.

Для проведения контент-анализа предлагается перечень воз­можных проявлений тех или иных переживаний ребенка по пово­ду ряда жизненных событий и ситуаций (табл. 3).

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: