Итоговый протокол работы Светы по моделированию своей биографической ситуации

Содержание иллюстраций Комментарии к выбору иллюстраций и «экскурсии» по альбому Примечание
Страница 1 — «Чужие»
Бой боксеров Это было на самом де­ле, но сильно ее уда­рить я не смогла, хотя она этого заслуживает Разговор о матери в третьем лице; в мими­ке, интонации выра­жено ее отвержение
Женщина, растал­кивающая очередь Это про нее: везде ез­дит, денег много, из-за этого готова на все, на унижение отца, бабуш­ки. У нее такое лицо бывает, когда при своих гостях начинает меня воспитывать... Речь идет о матери
Две женщины: од­на сидит, другая стоит А это мама и бабушка. Мама не ценит того, что делает для нее ба­бушка. Бабушка любит папу и меня, и из-за этого она ее ненавидит  
Одинокая женщина на перроне Как она не поймет, что две «стенки» в доме не нужны. А эти ковры, которые некуда сте­лить? Ведь она же одна останется, я к себе ее не возьму, пусть знает, как нам всем было плохо из-за нее Речь идет о матери. Заплакала, долго не могла успокоиться

Продолжение таблицы 5

Содержание иллюстраций Комментарии к выбору иллюстраций и «экскурсии» по альбому Примечание
Страница 2 — «Любовь»
Новорожденный Говорят, дети от любви рождаются... я что-то в это не верю. Вот и у А. то же самое Перенос на своего бу­дущего мужа, говорит неуверенно, вопроси­тельно
Мужчина на фоне развалин Я его люблю? Не знаю, за его спиной его жизнь, а вдруг со мной рухнет вторая полови­на? Мне бы хотелось, чтобы А. был более уверенным в жизни  
Двое на вокзале, девушка в фате А вот это мне не нра­вится, больно он на­хальный и самоуверен­ный Обеспокоена. Види­мо, перенос на Р., ко­торому Света нравится сейчас
Одинокая, очень печальная невеста А ведь такое может быть... Тебя просто бросят, хотя говорят, что любят  
Жених и невеста на бахче Какие они красивые и счастливые...  
Двое пожилых лю­дей А вот это действитель­но счастье, но бывает, наверное, один случай на миллион. А как бы­ло у вас? Доверительный тон общения
Страница 3 — «Просто жизнь»
Мужчина в наруч­никах Нельзя всю жизнь про­жить, обманывая дру­гих. Вот только нака­зание бывает разным  
Дом-интернат для калек А вот они ничего не знают. Им, наверное, хорошо. Господи, не дай Бог такого...  




Продолжение таблицы 5


Окончание таблицы 5



Содержание иллюстраций Комментарии к выбору иллюстраций и «экскурсии» по апьбому Примечание
Плачущая девушка   Долго смотрит на кар­тинку, не комменти­рует
Старуха около креста А интересно, что чув­ствует человек, кото­рый прожил жизнь и ему скоро умирать? Я не хочу доживать до глубокой старости, человек тогда жалок... Изменился тон, глаза увлажнились
Группа подростков на площади Они вместе, но все у них по-разному  
Милиционер и проститутка А интересно, это дей­ствительно так уж пло­хо? Ведь человек может и должен жить, как хо­чет. Нет, я думаю, что со мной этого не прои­зойдет, мамы хватит Разговор вернулся к основной проблеме — оценке взаимоотно­шений с матерью
Страница 4— «Дом»
Двое у стола Я думаю, что у них все будет хорошо...  
Двое детей на пожаре А это наш с Вовкой дом. Горел, горел и сгорел. Тряпки, гости, выпивки... Говорит с горечью. Проекция семейной ситуации
Двое детей в ванне, стоящей на улице Как хорошо было в детстве у бабушки....На вопрос психолога «По­чему?» отвечает: «Ни­чего не понимаешь, всем доволен»  
Вид на станицу Какие все-таки краси­вые у нас места. Правда же, похоже на нашу станицу? Успокоилась, отноше­ние к материалу вни­мательное, работой ув­лечена

Содержание иллюстраций Комментарии к выбору иллюстраций и «экскурсии» по альбому Примечание
Страница 5— «Я»
Раковина Человек как раковина: никто не знает, что у не­го внутри Уверенно. С сожале­нием
Лицо — пустая мас­ка Это я для своей матери Опять возвращается к ситуации конфликта
Больной ребенок Это я. Вы же знаете, что я и сейчас больна, а она (мать) мне ска­зала: «Лучше бы ты умерла, ты мне всю жизнь отравила...» Голос дрожит, запла­кала
Улыбающаяся школьница Мне хорошо в школе, меня здесь хотя бы ста­раются понять...  
Гитара Ну об этом вы знаете. А, кстати, может, час­тушки ко дню учителя сочиним? Надо Вите сказать...  
Девушка в раздумье Ой, я не знаю, какая я, не понимаю. Голова, наверное, пустая... Накладывает на пер­вую картинку рисунок человека без лица

Диагностическая направленность работы. Характер выбора руб­рик для названия страниц альбома сразу же обнаруживает зону конфликтных и значимых переживаний девушки:

1) ярко выраженные напряженные отношения с матерью (руб­рика «Чужие»);

2) прогнозирование неудачи в супружеских отношениях (руб­рика «Любовь»);

3) трудности принятия себя (рубрика «Я»).

В то же время выбор эмоционально положительно окрашенных страниц альбома связан с идеализацией прошлого («хорошо было у бабушки») и будущего. Все положительные мироощущения де­вочки не связаны с переживаниями настоящего (сейчас) и акту­ального (здесь); все события где-то «там» и «не сейчас».





Подбор иллюстраций, их устойчивость, повторяющееся содер­жание в рамках даже одной страницы показывают силу продол­жительного конфликтного переживания.

Данная методическая процедура дала возможность увидеть основ­ные тенденции личностного самоопределения девочки — поиск себя в мире «Дом», «Я», отношения с другими («Чужие») и т.д.

В ходе составления альбома была выделена группа проблем, типичных для старших школьников, условно названная нами «Страхи». Прежде всего это касается ее отношений с бабушкой. Бабушка для девочки — самый значимый, самый близкий чело­век в жизни. В то же время она понимает, что бабушка в любой момент может уйти из жизни; это осознание приводит к расши­рению масштаба мироощущения — Света обсуждает широкий контекст проблемы жизни и смерти.

В ходе работы обнаруживается амбивалентное отношение к ма­тери: «Она не понимает меня, но она моя мать, и я все равно люблю ее».

Можно говорить о размытости личностной идентичности Све­ты. Это проявляется в ее высказываниях: «Не пойму, какая же я? Кто я?». Составляя «Альбом своей жизни», моделируя свой порт­рет, она достаточно долго манипулировала картинками «человек без лица», «лицо-маска», накладывала их на портрет девушки.

Психотерапевтическая направленность работы. Психологу с по­мощью данной методической процедуры удалось вывести лично­стные проблемы девушки в план обсуждения, «изображать» их, говорить о них.

В ходе работы Света пережила положительные эмоции за счет возможности творческой самореализации; с удовольствием стро­ила свою «биографию», что выражалось в оценке данной встречи: «Было очень интересно. Мы с вами поговорили, посмотрели, на душе легче стало... А хорошо было бы, если бы и в жизни так: если что не нравится — переложил, убрал... Но, к сожалению, такого не бывает. Многие у нас в классе над этим смеются, но мне ка­жется, что я начинаю понимать, почему Островский писал, что жизнь человеку дается только один раз...».

В ходе моделирования своей жизни у девочки появилась воз­можность эмоционально отреагировать актуальную конфликтную ситуацию: она улыбалась, глаза увлажнялись, плакала, разгова­ривала сама с собой. Перенос отрицательных эмоций в условный изобразительный план помог девушке снять острое психическое напряжение, еще раз проговорить значимые для нее жизненные события, в определенном плане совладать с ними.

Работая с иллюстративным материалом, ставя перед собой сложные философские вопросы, Света пыталась обсудить экзистен­циальные проблемы, связанные с осознанием смысла жизни и определением своего места в ней.


По окончании работы Света сказала: «Я многое поняла. Я по­пытаюсь наладить хотя бы терпимые отношения с мамой. Я ведь тоже не подарок, а она много работает, и деньги эти в конце концов для нас... Правда, не знаю, получится ли у меня? Но я попытаюсь...».

В результате четырех консультативных встреч психологу уда­лось купировать у Светы остроту переживаний по поводу создав­шейся жизненной ситуации. Изменилось отношение Светы к се­мейному конфликту, обсуждены некоторые пути его разрешения.

У Светы повысился уровень самопринятия за счет усиления групповой идентификации в системе отношений со сверстника­ми. Была сделана попытка подготовить девушку к новым возмож­ным жизненным трудностям, обсудить адекватные реакции на будущие психотравмирующие факторы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте достаточный иллюстративный материал для проведе­ния коррекционно-диагностической методики «Альбом моей жизни». Отрефлексируйте с точки зрения задач возрастно-психологического кон­сультирования необходимые основания подбора иллюстраций.

2. На психокоррекционном этапе консультирования проведите мето­дику «Альбом моей жизни» с клиентами разного возраста. Проанализи­руйте опыт проведения.

3. Каковы диагностические и психотерапевтические возможности ме­тодики «Альбом моей жизни» в работе с вашими клиентами?

4. Какие проблемы клиентов вам удалось «проработать», насколько эффективной оказалась консультативная встреча?

5. Каковы могут быть дальнейшие перспективы консультационной работы с вашими клиентами?

6. Сравните такие варианты нарративного подхода в консультирова­нии, как устный рассказ клиента об истории своей жизни и повествова­ние, опосредствованное иллюстративным материалом. Выскажите свое мнение о возможностях и ограничениях каждого варианта.



V. ПРОЕКТИВНАЯ РИСУНОЧНАЯ ПРОБА «УРОК В МОЕМ КЛАССЕ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: