Развитие психологических служб, одной из задач которых является контроль за ходом психического развития учащихся, обнаруживает необходимость создания в рамках консультативных встреч с родителями ребенка и с самим ребенком компактных методических процедур, позволяющих выявлять особенности принятия ребенком возрастных этапов своей жизни и, в частности, кризисных периодов. Готовность ребенка к обсуждению возрастных «достижений» прошлого периода («уже умею», «могу» и др.), перспектив будущего периода дает возможность говорить о принятии им задач своего развития, благоприятном прогнозе «проживания» следующего возрастного этапа.
Методика может быть использована в работе с детьми младшего школьного возраста, прежде всего с первоклассниками, переживающими кризис возрастного развития 7 лет в период школьной адаптации. Особенности протекания кризиса соотносятся прежде всего с характером взаимодействия ребенка со взрослым. Как закономерное явление в это время происходит смена дошкольной формы взаимодействия ребенка со взрослым на собственно школьную форму взаимодействия. Принятие ребенком новой формы сотрудничества со взрослым, овладение ею связаны с переживанием кризисной или уже посткризисной фазы переходного периода развития. В то же время сам факт поступления ребенка в школу еще не говорит об изменении его возрастного статуса. Переживание изменения возрастного статуса ребенка в 6 —7 лет является прямым следствием перестройки социальной ситуации развития в этот период, ее объективных и субъективных характеристик. Объективная составляющая возрастного статуса ребенка в 6 —7 лет связана с реальными изменениями, происходящими в его жизни. Общество в лице школы и семьи ожидает от него новых отношений к целому ряду сторон — к новой деятельности (обязательной и нормированной — учебной), к новому социальному взрослому (учителю), к себе (субъекту, решающему новые задачи развития). Субъективная составляющая статуса в этот период представлена новым фокусом содер-
|
|
жания переживаний: появляются новые смыслы в жизни ребенка, обнаруживающие себя прежде всего в отношении к предмету новой социально значимой деятельности и участникам новых межличностных отношений.
Методика «Урок в моем классе» строится на основе механизмов проективного рисования, достаточно широко распространенного в диагностике различных сторон возрастного и личностного развития ребенка. Выбор данного содержания рисунка, на наш взгляд, позволяет обнаружить специфику проекции складывающихся отношений первоклассника в рамках ситуации «ребенок — взрослый — предмет взаимодействия». Возможность говорить о принятии ребенком нового возрастного статуса позволяет обнаружить в рисунке проекцию всех трех составляющих новой ситуации развития первоклассника: появление нового — учебного — содержания взаимодействия, отношение к взрослому как к учителю и к себе как к ученику. Неполная проекция отношений к заданным темой рисунка сторонам, подмена содержания рисунка дают возможность предполагать соответственно либо частичное принятие ребенком своего возрастного статуса, либо отсутствие ожидаемой от первоклассника адекватной возрастной идентификации.
|
|
Предлагаемая диагностическая процедура позволяет выявить:
• особенности сложившейся социальной ситуации развития младшего школьника в сфере взаимодействия с учителем;
• возрастно-психологический статус первоклассника как интег-ративный показатель личностной готовности к обучению в школе;
• некоторые причины трудностей на этапе адаптации первоклассника к школьному обучению.