Исходное положение Выготского о ведущей роли обучения психического развития были развиты представлением его школы (Эльконин, Леонтьев, Божович, Гальперин, Давыдов)
Вместе с тем, наряду с понятием обучение использовалось наиболее широкое понятие – присвоение – это существенно сместило акценты в понимании субъектов активности: если обучение указывало на внешние источники развития, т.е. взрослого, то присвоение подчеркивало внутреннюю активность самого ребенка.
Новым шагом в развитии учения о закономерностях психического развития выступило введение А.Н. Леонтьевым в деятельность психической категории деятельности. В соответствии с этой позицией движущей силой психического развития выступила собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.
Лекция. Светловой Н.В.
Факторы, которые способствуют психическому развитию человека
1. задатки, в виде анатомофизиологических особенностей головного мозга
|
|
2. социум, культура
3. взрослый, обучение
1,2,3 – это условие.
4. Но должна быть активность личности, направляющая на присвоение культурно исторического опыта.
Самость есть некая первичная активность, «душа» - движущая сила активности человека. Сама активность развития в процессе обучения.
Одаренные дети обладают огромным уровнем активност. Уровень активности м.б. врожденным задатком и отличает людей друг от друга.
Э.Эриксон «Ребенок рождается в внутренним эгопланом. Это самостоятельная сила.
Активность реализовывается через обучение, основана на индивидуальности каждого человека.
Лекция. Светловой Н.В.