Классы и нации, марксистские социологии нации

Следует говорить именно о марксистских социологиях нации. Множествен­ное число здесь необходимо, ибо со времен Маркса, который проявлял относи­тельную сдержанность в данном вопросе, в русле различных течений, заявляв­ших о себе как о марксистских, возникало множество подходов к определению нации и к оценке соотношения между национальными и классовыми битвами. Представляется, что марксистская политическая социология особенно настоя­тельно требует создать социологию социологии, способную осмыслить указан­ное теоретическое разнообразие. По крайней мере, подобная социология соци­ологии должна была бы обладать способностью разрешить вопрос относительно определения нации и воздействия этого определения на системы представления нации. Например, следует ли объяснять сталинские воззрения по национально­му вопросу его личным статусом обрусевшего грузина, который идет на службу господствующей державе, России, и действует, неистово отрекаясь от своих кор-

ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация

ней? Но такая интерпретация личности Сталина предполагает существование какой-то теории нации. Точно так же обстоит дело с Мао Цзэдуном. Предполо­жение о том, что он якобы намеревался «китаизировать» марксизм, а фактичес­ки полностью его преобразил, включив в рамки категорий традиционной ки­тайской мысли, может опираться на объяснительную гипотезу, в соответствии с которой Китай не способен воспринять идеологию, идущую извне, ибо его куль­тура имеет закрытый характер. Разумеется, есть основания усомниться в верно­сти такого тезиса, если вспомнить, что в глазах некоторых авторов сталинизм представлялся теорией, которая выражала сам дух России.

Более простой является гипотеза, в соответствии с которой марксистские те­ории нации определяются отнюдь не социальными и культурными условиями жизни тех или иных наций, но обусловлены инструментальной ролью, выпол­няемой марксистской социологией: формулировать аргументы, помогающие выйти победителем из политической схватки, часто сопровождаемой острой полемикой. Поскольку марксизм провозглашает признание ценности теории и концептуализации научного стиля, под политические позиции его сторонников должно подводиться доктринальное обоснование. В одних случаях за это дело берутся профессиональные идеологи-манипуляторы, такие, как Отто Бауэр; в других — марксисты-самоучки, такие, как Сталин. Ленин дает задания по тео­ретической разработке марксизма. Назовем важнейшие в долгосрочном плане политические следствия этой деятельности: в значительной степени основан­ное на ней строительство СССР, идеология национально-освободительного дви­жения после Второй мировой войны, но также — формы демонтажа коммунис­тического блока. Можно сказать, что благодаря окончанию интеллектуального господства сталинизма в национальном вопросе открылись двери как для войн между отдельными государствами и группами бывшего СССР, так и для согла­шений между Африканским национальным конгрессом и правительством Пре­тории, для признания Организацией освобождения Палестины права Израиля на свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: