- сочетает в себе просьбу с разъяснением или внушением. Применяя увещевание, педагог проектирует в личности школьника положительное, вселяет веру в лучшее. Эффективность данного метода зависит от авторитета воспитателя, его личности и нравственных качеств. Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворённости своими поступками. Педагог не только вызывает его чувства, но и указывает путь к исправлению.
Диспут
- живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Проводятся в средних и старших классах. К диспуту разрабатывается 5-6 вопросов и учащиеся заранее готовятся.
Лекция
- систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Отличается от рассказа продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса.
При неквалифицированном применении данные методы могут принять форму нотации. Она никогда не достигнет цели, скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не является формой убеждения.