Общее понятие о детском коллективе, его приметы. Особенности формирования коллектива в начальных классах

Коллектив (от лат.collectives – собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достигающую более высокого уровня, чем просто группа.

Воспитательный коллектив – научно организационная система нравственно воспитывающей детской жизни. (И.Ф.Козлов)

Сущность воспитательного коллектива детально определил А.С.Макаренко:

«Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, а если ничего нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищённость каждой личности.

Функции коллектива:

- Организационная

- Воспитательная

- Стимулирующая

- Нравственно – формирующая

- Личностно – развивающая

Признаки (приметы) коллектива:

- Общая социально значимая цель

- Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели

- Общая организация этой деятельности

- Отношения ответственной зависимости (моральное единение)

- Общий выборный руководящий орган

- Широкая система коллективных связей

- Мажорный стиль и тон коллектива

- Сознательная дисциплина

- Развитая критика и самокритика.

Коллектив отличает ряд особенностей:

Сплочённость, сознательность, организованность, взаимоответственность, самостоятельность, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, бескорыстие, соревнование.

Этапы формирования коллектива учащихся.

Создать высокоразвитый коллектив нельзя сразу, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три (четыре) этапа формирования коллектива.

Этап.

В качестве средства сплочения и организации коллектива выступают педагогические требования к учащимся. Отсутствует организованность, общность интересов, учителю не на кого опереться.

Задачи: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному поведению, выявить более активных детей, склонных помогать учителю.

Основные методы воспитания: беседа, пример, приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, поощрение, педагогические требование и др.

Учитель – организатор. Субъект воспитания – учитель- воспитатель.

Этап.

Дальнейшее развитие требований. Формируется актив класса, способствующий сплочению группы.

Требование педагога поддерживаются активом, который предъявляет их другим членам коллектива. Требования педагога становятся опосредствованными. Этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Актив не только поддерживает требования педагога, но и вырабатывает свои. Зарождаются гуманные отношения. Складываются реальные связи с другими детскими коллективами.

Задачи: укрепление здоровых взаимоотношений, повышение авторитета актива класса и его расширение.

Методы: беседа, приучение, поощрение, поручение, упражнение, соревнование, создание воспитательных ситуаций.

Учитель – руководитель активом. Субъект воспитания – актив.

Этап.

Достаточно высокий уровень организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся. Расцвет коллектива.

Большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогу корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Появление способности к формированию общественного мнения говорит о достаточно высоком уровне развития внутриколлективных отношений. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам.

Задачи: формирование общественного мнения, поддержание традиций, требование активности, сам коллектив выдвигает требование к каждому.

Основной метод – самовоспитание.

Учитель – консультант. Субъект воспитания – коллектив.

Этап.

Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Положение каждой личности достаточно высокое, однако нет ни суперзвёзд, ни изгоев. Каждый воспитанник сам предъявляет к себе определённые требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью. Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании у каждого члена коллектива.

Субъект воспитания – сама личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: