Коллектив (от лат.collectives – собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достигающую более высокого уровня, чем просто группа.
Воспитательный коллектив – научно организационная система нравственно воспитывающей детской жизни. (И.Ф.Козлов)
Сущность воспитательного коллектива детально определил А.С.Макаренко:
«Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, а если ничего нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищённость каждой личности.
Функции коллектива:
- Организационная
- Воспитательная
- Стимулирующая
- Нравственно – формирующая
- Личностно – развивающая
Признаки (приметы) коллектива:
- Общая социально значимая цель
- Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели
- Общая организация этой деятельности
- Отношения ответственной зависимости (моральное единение)
- Общий выборный руководящий орган
- Широкая система коллективных связей
- Мажорный стиль и тон коллектива
- Сознательная дисциплина
- Развитая критика и самокритика.
Коллектив отличает ряд особенностей:
Сплочённость, сознательность, организованность, взаимоответственность, самостоятельность, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, бескорыстие, соревнование.
Этапы формирования коллектива учащихся.
Создать высокоразвитый коллектив нельзя сразу, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три (четыре) этапа формирования коллектива.
Этап.
В качестве средства сплочения и организации коллектива выступают педагогические требования к учащимся. Отсутствует организованность, общность интересов, учителю не на кого опереться.
Задачи: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному поведению, выявить более активных детей, склонных помогать учителю.
Основные методы воспитания: беседа, пример, приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, поощрение, педагогические требование и др.
Учитель – организатор. Субъект воспитания – учитель- воспитатель.
Этап.
Дальнейшее развитие требований. Формируется актив класса, способствующий сплочению группы.
Требование педагога поддерживаются активом, который предъявляет их другим членам коллектива. Требования педагога становятся опосредствованными. Этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Актив не только поддерживает требования педагога, но и вырабатывает свои. Зарождаются гуманные отношения. Складываются реальные связи с другими детскими коллективами.
Задачи: укрепление здоровых взаимоотношений, повышение авторитета актива класса и его расширение.
Методы: беседа, приучение, поощрение, поручение, упражнение, соревнование, создание воспитательных ситуаций.
Учитель – руководитель активом. Субъект воспитания – актив.
Этап.
Достаточно высокий уровень организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся. Расцвет коллектива.
Большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогу корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Появление способности к формированию общественного мнения говорит о достаточно высоком уровне развития внутриколлективных отношений. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам.
Задачи: формирование общественного мнения, поддержание традиций, требование активности, сам коллектив выдвигает требование к каждому.
Основной метод – самовоспитание.
Учитель – консультант. Субъект воспитания – коллектив.
Этап.
Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Положение каждой личности достаточно высокое, однако нет ни суперзвёзд, ни изгоев. Каждый воспитанник сам предъявляет к себе определённые требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью. Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании у каждого члена коллектива.
Субъект воспитания – сама личность.