Нравственные отношения не возникают, не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Поэтому нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в деятельности у учащихся развивается понимание того, как ее необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, трудолюбие. Существует явление и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества учащихся. формирование качеств: патриотизм, культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, дисциплина и культурное поведение. Для формирования у уч-ся потребностно - мотивационной сферы, включающей их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивающей их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки, укреплять волевые свойства.