Об изменениях в законодательстве в части правового регулирования деятельности объединений работодателей вы узнаете из настоящего материала

Объединение работодателей - это форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей - юридических и (или) физических лиц (статья 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (далее - Закон N 156-ФЗ)).

В отличие от ассоциаций и союзов, участниками объединения работодателей могут быть не только юридические, но и физические лица.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, отраслевому, межотраслевому или территориально-отраслевому признакам (статья 4 Закона N 156-ФЗ). Исходя из этого, различаются следующие разновидности объединений:

- общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

- общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности;

- межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации;

- региональное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации;

- региональное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации;

- территориальное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования;

- территориальное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности как вступления, так и выхода работодателей, объединений работодателей, то есть работодатели самостоятельно, без чьего-либо согласия, разрешения могут вступать в объединение и точно так же, основываясь только на собственных решениях и убеждениях, могут выходить из объединения (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 января 2008 года по делу N А29-3424/2007).

Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей (не менее двух работодателей или двух объединений работодателей).

Правоспособность объединения работодателей, то есть способность иметь права и нести обязанности (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) в качестве юридического лица, возникает с момента государственной регистрации.

Вопросы, касающиеся порядка государственной регистрации юридических лиц, закреплены в Федеральном законе от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Так, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Учредительным документом объединения работодателей является устав, который помимо общеобязательных сведений должен включать условие о порядке наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров (статьи 10, 11 Закона N 156-ФЗ).

Изменения в устав объединения работодателей вносятся на основании решения его высшего органа управления, что корреспондирует со статьей 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

В порядке, определяемом уставом, все члены объединения работодателей имеют право участвовать в формировании и деятельности органов управления объединения; получать информацию о его деятельности; участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения; получать от объединения работодателей помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Члены объединения могут свободно выходить из его состава.

Члены объединения работодателей обязаны соблюдать его устав, выполнять условия соглашений, заключенных объединением, и обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

В уставе объединения должны быть определены структура, порядок формирования, полномочия, порядок принятия решений органов управления объединений работодателей.

В соответствии с главой 5 Закона N 7-ФЗ в организации должны быть предусмотрены два органа управления - высший орган и исполнительный.

В соответствии со статьей 29 Закона N 7-ФЗ высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

- коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

- общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях).

Следовательно, высший орган управления объединения работодателей может называться, например, общим собранием членов.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Как и объединение юридических лиц, объединение работодателей не отвечает собственным имуществом по обязательствам своих членов. Однако, в отличие от ассоциаций и союзов, уставом объединения работодателей может быть предусмотрено, что при выходе из его состава члены объединения получают право на возврат имущества, переданного ими в собственность объединению, в том числе членских и иных взносов.

Реорганизация, ликвидация или признание банкротом объединения работодателей осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством. По общему правилу добровольная реорганизация либо ликвидация объединения производится на основании решения высшего органа управления объединения работодателей.

Теперь перейдем к главному.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Обратите особое внимание!

Впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, в том числе тот, положения которого мы рассмотрели выше, пока не изменены. Это же распространяется и на положения Закона N 7-ФЗ, который не изменен также.

В целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ разграничивает всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Главный критерий разграничения в данном случае - основная цель деятельности, и абсолютно не имеет значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.

Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономных некоммерческих организаций;

- религиозных организаций;

- публично-правовых компаний.

Итак, как мы отметили, объединения работодателей должны быть приведены в соответствие с ассоциацией (союзом).

Согласно статье 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в:

- общественную организацию (добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей);

- автономную некоммерческую организацию (унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности);

- фонд (унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели).

Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.

В силу статьи 123.9 ГК РФ число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов).

Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).

Согласно статье 123.10 и пункту 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) относятся:

- определение приоритетных направлений деятельности, принципов образования и использования имущества;

- утверждение и изменение устава;

- определение порядка приема в состав участников и исключения из числа участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

- образование других органов и досрочное прекращение их полномочий, если уставом в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов;

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, если уставом в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов;

- принятие решений о создании других юридических лиц, об участии в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств, за исключением случаев, если уставом принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Также к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) относится принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.

В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Член ассоциации (союза) в соответствии со статьями 123.11 и пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ осуществляет следующие корпоративные права в порядке, установленном в соответствии с законом уставом ассоциации (союза):

- участвует в управлении делами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 ГК РФ;

- в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом, получает информацию о деятельности и знакомится с бухгалтерской и иной документацией;

- обжалует решения органов, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

- требует возмещения причиненных юридическому лицу убытков;

- оспаривает совершенные сделки, требует применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок.

Участники могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом.

Он также вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами.

Член ассоциации (союза) вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время.

Члены ассоциации (союза) наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации (смотрите пункт 4 статьи 65.2 ГК РФ), также обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее в случаях и в порядке, которые установлены в соответствии с законом уставом ассоциации (союза).

Членство в ассоциации (союзе) неотчуждаемо. Последствия прекращения членства в ассоциации (союзе) устанавливаются законом и (или) ее уставом.

Так же как и любая некоммерческая организация, ассоциация (союз) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) ассоциации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации ассоциации осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Ассоциация, как и любая некоммерческая организация, может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами.

Статья 61 ГК РФ предусматривает два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица:

- обычный;

- принудительный.

Принудительная ликвидация организации - это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: