Эти стили были выделены Н.Коганом (N. Kogan, 1976) при изучении интеллектуальной деятельности в ситуации принятия решения в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импульсивные люди склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию, выдвигая и принимая гипотезы без тщательного продумывания. Для рефлексивных людей, напротив, характерно замедленное реагирование в такой ситуации, решение принимается на основе тщательного взвешивания всех «за» и «против». Они собирают больше информации о стимуле перед ответом, используют более продуктивные способы решения задач, более успешно используют приобретенные в процессе обучения стратегии деятельности в новых условиях.
Ригидность-гибкость познавательного контроля.
Этот стиль связан с легкостью или трудностью смены способа деятельности или переключения с одного информационного алфавита на другой. Трудность смены или переключения ведет к узости и негибкости познавательного контроля.
Термин «ригидность» был введен Р. Кеттелом (1935) для обозначения явлений персеверации (от лат. perseveratio — упорство), т. е. навязчивого повторения одних и тех же мыслей, образов, движений при переключении с одного вида деятельности на другой. Диагностируются эти стили с помощью словесно-цветового теста Дж.Струпа. Испытуемый должен называть цвет, которым написаны слова, обозначающие цвета. При этом цвет написания слова и цвет, обозначаемый словом, не соответствуют друг другу.
Тема IV. Развитие и формирование личности
Лекция 16. Строение и формирование личности