Типы вторичности

Произведения вторичные по отношению к оригинальной композиции могут быть разделены на три типа:

— авторское повторение;

— соавторское повторение (наиболее вероятно при нали­чии мастерской);

— копия.

Тип «копия» состоит из двух подгрупп: копии — совре­менницы оригинала и копии более позднего времени.

а) Для подтверждения того, что произведение является авторским повторением, необходимо совпадение резуль­татов стилистического, технологического и рентгеногра­фического исследований. Анализ фактуры живописной по­верхности также должен подтвердить имя автора картины.

б) Соавторский тип вторичности анализируется так же как, авторское повторение. Исследование должно пока­зать временное соответствие стилистических и технологи­ческих признаков. Некоторые технологические особен­ности (например, характеристика грунта и набор использованных материалов), также как особенности фактуры, живописной поверхности, могут свидетельство­вать в пользу авторского повторения. Однако рентгенографирование выявит разницу в живописном почерке ра­бот предполагаемого автора и почерка, которым написана исследуемая картина.

в) Если исследуемое, предположительно вторичное, про­изведение появилось вскоре после создания оригинала, но не имеет прямых признаков вторичности, исследованием будет обнаружено хронологическое соответствие стилис­тических и технологических признаков. В этом случае вторичность картины может быть подтверждена лишь при наличии сведений о местонахождении оригинала или его воспроизведения.

При отсутствии признаков авторского или соавторского повторения можно говорить о копии. Хронологическое несоответствие стилистических и технологических при­знаков может быть следствием реставрационного вмеша­тельства (перевод на новое основание с полным или частичным удалением грунта; см. «Технологический ана­лиз картины», раздел III) или свидетельствовать о копийности произведения, сделанного спустя длительное время после создания оригинала.

В этом случае надо особенно внимательно отнестись к способу цветопередачи, который может дать для датиров­ки картины дополнительный материал к технологическим характеристикам грунта и красочного слоя. Время созда­ния картины свидетельствует о ее копийности, поскольку

исключает возможность авторского ли соавторского пов­торения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: