Отечественная культура X-XVI вв

Древнерусская культура развивалась в трудных условиях. В IX веке образовалось древнерусское государство – Киевская Русь, способствовавшее образованию древнерусской народности на многоэтнической основе. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство. В формировании русского этноса принимали участие в основном славянские племена наряду с угро-финскими, тюркскими и др.

Судьбу страны радикально изменило принятие православного христианства в 988 г. Значительное влияние на развитие древнерусской православной культуры оказала Византия. Языческие традиции продолжали существовать, но постепенно они все более органично взаимодействовали с христианством. Благодаря византийским просветителям Кириллу и Мефодию, Русь получила письменность. Главными административными и культурными центрами были города Киев и Новгород. Из школы при Киево-Печерском монастыре вышли многие культурные деятели. В Новгороде была организована школа для детей старост и церковных лиц.

В начале XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал летопись «Повесть временных лет», отвечавшую на вопрос: «откуда есть пошла русская земля». Великим памятником древнерусской литературы стало знаменитое «Слово о полку Игореве» (XII в.). Изобразительное искусство было представлено в основном иконами.

Значительные потери понесла русская культура в период монголо-татарского нашествия (1243-1480 гг.). Тем не менее неуклонно растет уровень иконописи, поддерживавшей православную веру. Высшим достижением являются работы Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Литература и религиозно-общественная мысль направлены на освобождение Руси от жестоких завоевателей, угнетавших Русское государство.

Выдающийся церковный деятель и мыслитель Сергей Радонежский (1321-1391) выступил лидером этой борьбы за освобождение Родины. Он во многом способствовал объединению всех сил, способных противостоять нашествию. Сергей Радонежский призывал лично каждого из русских князей выступить против монголо-татар.

После освобождения от монголо-татарского гнета в 1480 г. В XVI-XVII веке формируется общерусская культура. Возникает книгопечатание. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую книгу «Апостол», а в 1574 г. первый русский букварь «для пользы русского народа». Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг, в основном богословского содержания.

Православное христианство становится духовной опорой Российского государства. Формируется идея о Москве как о третьем Риме. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный судит и наказывает как за дела, так и за мысли.

Целям идеологического обоснования самодержавия и крепостничества служили исторические произведения и прежде всего летописи. Их написание находилось под государственным досмотром. Предшествующие тексты могли быть переписаны в угоду новому владыке. Уже в давние времена исторические источники «претерпевали» давление власти.

Во времена правления Ивана IV Грозного (1530-1584) созданию исторических сочинений уделялось значительное внимание. В 1550 г. создан «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», но самым значительным творением стала «Книга Степенная царского родословия», посвященная прикрашенному жизнеописанию великих князей, божественному происхождению царской власти, вечному союзу великокняжеской власти и церкви. Историческая литература сыграла наряду с социально-экономическими факторами свою роль в том, что в 1547 г. Иван IV короновался как первый русский царь, как глава российского самодержавного, крепостнического государства.

В развитии русской культуры этого периода большую роль сыграла Византия. Православное христианство исповедовало единство государственной и духовной власти. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык. У Византии Россия переняла свой герб – двуглавого орла, смотрящего на Запад и на Восток. Определенное влияние имела культура Западной Европы и контакты Древней Руси с Востоком. Этому способствовало географическое положение или, как писал В.О.Ключевский, «месторазвитие» России, что и определило самостоятельность, самобытность русской культуры, ее определенную открытость для лучших черт иного духовного мира.

Крепостничество по-своему повлияло на характер русской культуры. Лучшие умы России создавали величайшие гуманистические произведения, наполненные состраданием к народу своей страны. Крепостное право повлияло и на воспитание долготерпения как черты национального характера русского народа.

Своеобразным вкладом в культуру была знаменитая Переписка Ивана IV Грозного с боярином А.М.Курбским, сбежавшим от возможных гонений в Польшу. Эта переписка была посвящена политической и личной полемике. Курбский обвинял Грозного в «злых нравах». Царю тоже было что припомнить князю-эмигранту.

Завершающий этап эволюции средневековой русской культуры на пороге Нового времени приходится на середину XVII века. Во всех сферах жизни общества происходят заметные изменения.

"Смутное время" в истории России: его причины и последствия.

После Ивана Грозного русским царем в 1584 г. стал его сын Федор Иванович, последний царь из династии Рюриковичей. Его правление стало началом того периода в отечественной истории, который принято обозначать как «смутное время». Федор Иванович был слабым и болезненным человеком, неспособным управлять огромным Российским государством. Среди его приближенных постепенно выделяется Борис Годунов, который после смерти Федора в 1598 г. был избран Земским собором на царство. Сторонник жесткой власти, новый царь продолжил активную политику закрепощения крестьянства. Был издан указ о кабальных холопах, тогда же увидел свет указ об установлении «урочных лет», то есть срок, в течение которого владельцы крестьян могли бы возбудить иск о возвращении им беглых крепостных. В правление Бориса Годунова была продолжена раздача земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр.
В 1601-1602 гг. Россию постигли сильные неурожаи. Ухудшению положения населения способствовала эпидемия холеры, поразившая центральные районы страны. Бедствия и недовольство народа привели к многочисленным восстаниям, наиболее крупным из которых было восстание Хлопка, с трудом подавленное властями лишь осенью 1603 г.
Часть русского боярства была недовольна правлением Бориса Годунова, а это было питательной средой для появления оппозиции. В условиях всеобщего недовольства на западных границах России появляется самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» в Угличе царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. «Царевич Дмитрий» обратился за помощью к польским магнатам, а затем и к королю Сигизмунду. Чтобы заручиться поддержкой католической церкви, он тайно принял католичество и обещал подчинить русскую церковь папскому престолу. Осенью 1604 г. Лжедмитрий с небольшим войском перешел русскую границу и двинулся через Северскую Украину на Москву. Несмотря на поражение под Добрыничами в начале 1605 г., ему удалось поднять на восстание многие области страны. Весть о появлении «законного царя Дмитрия» вызывала большие надежды на перемены в жизни, поэтому город за городом заявлял о поддержке самозванца. Не встречая сопротивления на своем пути, Лжедмитрий подошел к Москве, где к тому времени скоропостижно скончался Борис Годунов. Московское боярство, не принявшее в качестве царя сына Бориса Годунова, дало возможность самозванцу утвердиться на российском престоле.
Однако он не торопился выполнить данные им ранее обещания — передать Польше окраинные русские области и тем более обратить русский народ в католичество. Лжедмитрий не оправдал надежд и крестьянства, поскольку стал проводить ту же политику, что и Годунов, опираясь на дворянство. Бояре, использовавшие Лжедмитрия для свержения Годунова, теперь ждали только повода, чтобы избавиться от него и прийти к власти. Поводом для свержения Лжедмитрия послужила свадьба самозванца с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Прибывшие на торжества поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, бояре во главе с Василием Шуйским 17 мая 1606 г. подняли восстание против самозванца и его польских сторонников. Лжедмитрий был убит, а поляки изгнаны из Москвы.
После убийства Лжедмитрия русский престол занял Василий Шуйский. Его правительству пришлось бороться с крестьянским движением начала XVII века (восстание под руководством Ивана Болотникова), с польской интервенцией, новый этап которой начался в августе 1607 г. (Лжедмитрий II). После поражения под Волховом правительство Василия Шуйского было осаждено в Москве польско-литовскими интервентами. В конце 1608 г. многие районы страны оказались под властью Лжедмитрия II, чему способствовал новый всплеск классовой борьбы, а также рост противоречий среди русских феодалов. В феврале 1609 г. правительство Шуйского заключило договор со Швецией, по которому за наем шведских войск уступало ей часть русской территории на севере страны.
С конца 1608 г. началось стихийное народно-освободительное движение, возглавить которое правительство Шуйского сумело только с конца зимы 1609 г. К концу 1610 г. были освобождены Москва и большая часть страны. Но еще в сентябре 1609 г. началась открытая польская интервенция. Поражение войск Шуйского под Клушино от армии Сигизмунда III в июне 1610 г., выступление городских низов против правительства Василия Шуйского в Москве привели к его падению. 17 июля частью боярства, столичного и провинциального дворянства Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. В сентябре 1610 г. он был выдан полякам и увезен в Польшу, где и умер в заключении.
После свержения Василия Шуйского власть оказалась в руках 7 бояр. Это правительство получило название «семибоярщины». Одним из первых решений «семибоярщины» было постановление не избирать царем представителей русских родов. В августе 1610 г. эта группировка заключила со стоящими под Москвой поляками договор, признававший русским царем сына польского короля Сигизмунда III — Владислава. В ночь на 21 сентября польские войска были тайно впущены в Москву.
Агрессивные действия развернула и Швеция. Свержение Василия Шуйского освободило ее от союзнических обязательств по договору 1609 г. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и захватили Новгород. Страна оказалась перед прямой угрозой утраты суверенитета.
В России росло недовольство. Появилась идея создания всенародного ополчения для освобождения Москвы от интервентов. Его возглавил воевода Прокопий Ляпунов. В феврале-марте 1611 г. войска ополченцев осадили Москву. Решающее сражение произошло 19 марта. Однако освободить город пока не удалось. Поляки по-прежнему оставались в Кремле и Китай-городе.
Осенью того же года по призыву нижегородца Кузьмы Минина стало создаваться второе ополчение, руководителем которого был избран князь Дмитрий Пожарский. Первоначально ополчение наступало по восточным и северо-восточным районам страны, где не только образовывались новые районы, но и создавались правительства и администрация. Это помогло войску заручиться поддержкой людьми, финансами и припасами всёх важнейших городов страны.
В августе 1612 г. ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого ополчения. Польский гарнизон испытывал огромные лишения и голод. После удачного штурма Китай-города 26 октября 1612 г. поляки капитулировали и сдали Кремль. Москва была освобождена от интервентов. Попытка польских войск вновь взять Москву провалилась, и Сигизмунд III потерпел поражение под Волоколамском.
В январе 1613 г. собравшийся в Москве Земский собор принял решение об избрании на российский престол 16-летнего Михаила Романова, сына митрополита Филарета, находившегося в это время в польском плену.
В 1618 г. поляки вновь вторглись в Россию, но были разгромлены. Польская авантюра закончилась перемирием в деревне Деулино в том же году. Однако Россия потеряла Смоленск и северские города, которые смогла вернуть только в середине XVII века. В жесточайшей и суровой борьбе Россия отстояла свою независимость и вступила в новый этап своего развития. Фактически на этом кончается ее средневековая история.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: