А.С. Пушкин и В.С. Высоцкий

В 1828 г. против А.С. Пушкина было возбуждено дело по обвинению в написании антиправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Поэт понял, что мечтам о свободном творчестве не суждено сбыться, т.к. его произведения подвергаются цензуре. Данное обстоятельство послужило поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».

В основе сюжета Александр Сергеевич использовал полулегендарные рассказы о существовании на острове Ява ядовитого дерева анчар. О нём путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племён посылали приговорённых к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую использовали для отравления стрел.

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мёртвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит –

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.


Принёс он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принёс – и ослабел и лёг

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Цензура нередко играла большую роль в жизни российских поэтов. Примером может послужить творческая судьба В.С. Высоцкого. В его стихотворении 1971 г. «О фатальных датах и цифрах» есть такие строки:

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, –

Вот и сейчас – как холодом подуло:

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лёг виском на дуло.

Имя Пушкина употреблено Высоцким не случайно. Александр Сергеевич был любимым поэтом барда. Его фотография и посмертная маска всегда были на рабочем столе Высоцкого. Он говорил, что Пушкин вмешает в себя всё русское Возрождение.

Если повнимательнее посмотреть на судьбы Пушкина и Высоцкого, то в них можно найти общие черты. Как уже говорилось выше, произведения Пушкина подвергались постоянной цензуре. Его личными цензорами были и император Николай I, и начальник III-го отделения жандармерии А.Х. Бенкендорф. Но не смотря на это, выходили книги Александра Сергеевича, он публиковался в «Литературной газете» А.А. Дельвига, потом в собственном журнале «Современник». В XIX в. власть понимала и осознавала творческий гений Пушкина, а поэтому давала возможность творцу печатать его произведения. А вот в ХХ в. дело обстояло иначе! При жизни Высоцкого было опубликовано лишь одно его стихотворение, многие песни не входили в кинофильмы, а если и входили, то с большими купюрами. Таким образом творчество Владимира Семёновича оказалось под запретом.

Но никакие запреты не могут сдержать свободную и талантливую мысль российского поэта! Бесспорно, творчество Пушкина более всего было известно в кругу петербургской и московской интеллигенции. Но благодаря публикациям, пушкинские строки могли прочитать люди средних классов в Ельце, Рязани, других российских городах и, возможно, не многочисленные грамотные крестьяне. Песни же Высоцкого стали известным широким массам советских людей благодаря магнитофонным записям. Творчество этих двух российских поэтов стало любимо и почитаемо народом, потому что они смотрели в самую глубину души россиянина, понимали, любили и сопереживали ему. Во истину говорят «поэт в России больше, чем поэт».

При подготовке статьи использованы материалы:

  1. Статья «Анчар (стихотворенье)» с портала свободной энциклопедии «Википедия»: http://ru.wikipedia.org/wiki/Анчар_(стихотворение)
  2. Влади М. Владимир, или Прерванный полёт: перевод с французского. М.: изд. «Прогресс», 1989. – С. 68
Председатель ЛРООИ «Оптимист» И.В. Порядина

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: