Военная Доктрина Вооруженных Сил Республики Казахстан

В своем докладе "Независимость Казахстана: уроки истории и современность" Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил:

"Наши солдаты, офицеры и генералы должны постоянно помнить, что уважают то государство, которое имеет сильные, оснащенные современной боевой техникой обученные войска, готовые в любой момент защитить рубежи государства. Именно этот фактор работает на сохранение мира, заставляет уважать государство. От этого фактора мир будет более прочным".

Республика Казахстан, создав собственные Вооруженные Силы, за последние годы решила ряд главных проблем в строительстве армии:

- во-первых, определены численность, структура Вооруженных Сил и порядок прохождения воинской службы;

- во-вторых, согласован и подписан военный договор с Российской Федерацией, определяющий совместную военную концепцию и военную доктрину, которые отвечают интересам как Казахстана, так и России и стран СНГ.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписанный 29 марта 1994 года, предусматривает сохранение военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных объектов при полном признании нерушимости существующих границ между республиками. Российско-казахстанский оборонительный союз обусловлен традиционно дружественными отношениями и многовековыми узами братства русского и казахского народов.

Вывод по учебному вопросу:

Республика Казахстан создала боеспособные Вооруженные Силы и обеспечила свою безопасность в содружестве со странами СНГ, однако мир не избавился от военной опасности и это вынуждает Республику Казахстан совершенствовать все вопросы военного строительства и укрепления своей обороны, проблемы которой стали темой второго учебного вопроса.

2 учебный вопрос: Современная армия, основные проблемы

Начало нового столетия не принесло ожидаемых мира, согласия и благополучия народам земного шара. Нестабильная внутриполитическая обстановка в отдельных регионах планеты и происходящие там события свидетельствуют о потенциальных источниках войн и военных конфликтов.

Следовательно, вопросы обеспечения военной безопасности, качества подготовки Вооружённых Сил по-прежнему актуальны.

В целом, несмотря на отсутствие опыта военного строительства, объективные трудности переходного периода, удалось в короткие сроки создать один из важнейших атрибутов суверенного государства - Вооруженные Силы.

Одновременно с созданием Вооруженных Сил руководством страны осуществляются меры политико-дипломатического характера для обеспечения военной безопасности государства.

Благодаря политике нашего государства создан пояс безопасности по периметру наших границ, заложены основы региональной системы коллективной безопасности, снижения ядерной угрозы.

Наша страна присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, добровольно отказавшись от прав на ядерный арсенал, унаследованный Казахстаном от СССР.

Очаги военных конфликтов в непосредственной близости от границ государства, высокая вероятность проникновения на территорию страны вооруженных формирований экстремистов и международных террористов, появление в регионе новых ядерных государств – все это определяет необходимость адаптации военной политики, военной организации нашего государства к изменившимся реалиям.

В таких условиях совершенствование армии стало велением времени. Поэтому руководством государства был предпринят ряд неотложных мер по обеспечению военной безопасности страны.

Республика Казахстан занимает важное место в вопросах обеспечения мира и коллективной безопасности, решения глобальных проблем человечества.

Потрясшие мир в сентябре 2001 года взрывы с устрашающей убедительностью продемонстрировали, что традиционные представления о национальной и международной безопасности требуют пересмотра.

Вся система мирового порядка получила мощную встряску, побудившую мировое сообщество пересматривать существующую систему международных отношений. Во многих странах мира идет интенсивный процесс изучения глобальных изменений, поиск наиболее оптимальных путей адаптации к ним внутренней и внешней политики. Такая проблема тем более актуальна для Казахстана и других государств Центральной Азии, так как наряду с реализацией курса своих экономических и политических реформ, они должны одновременно укреплять свою независимость и безопасность. Перед нашими странами стоит задача осмысления, формулирования и защиты своих национальных интересов с учетом новых глобальных и региональных процессов.

Интерес к Центральной Азии и проблемам нашего региона со стороны ведущих государств и мировых центров, а также ученых и политиков в последнее десятилетие постепенно повышался в связи с появлением новых угроз безопасности, в том числе опасности эскалации здесь терроризма и религиозного экстремизма, активизации наркобизнеса. В новой, формирующейся системе международных отношений Центральная Азия, бывшая до недавнего времени периферией мировой политики, приобретает стратегически важное значение.

Наличие крайне нестабильного регионального окружения, прозрачность границ, распространение наркобизнеса, активизация международного терроризма и религиозного экстремизма, противоречивые интересы ведущих держав и наличие межгосударственных противоречий создают благодатную почву для действий радикальных сил.

Как точно подметил в книге «Критическое десятилетие» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, «особая опасность терроризма в Центральной Азии заключена в самой специфике политических систем государств этого региона. В отличие от стран с устоявшейся политической системой, обладающих высоким запасом прочности, транзитные государства менее устойчивы против политического террора, и единичные успешные террористические акции способны резко дестабилизировать ситуацию не только в отдельно взятой стране, но и в целом в регионе».

Сложная военно-политическая ситуация в мире и Центрально-Азиатском регионе требует по-новому взглянуть на вклад Вооруженных Сил в укрепление национальной безопасности государства.

Одной из важных задач Глава государства определил обеспечение военной безопасности Казахстана.

«Безопасность страны, сказал Н. А. Назарбаев, это и защита граждан от экстремизма и терроризма. Никому и ни под каким предлогом мы не должны позволить нарушить мир в нашем общем доме, поставить под угрозу жизнь и благополучие казахстанцев. Казахстан остается активным участником антитеррористической коалиции государств мира».

В соответствии с требованиями Президента страны Н. А. Назарбаева Министерством обороны сегодня осуществляются конкретные меры по качественному преобразованию Вооруженных Сил, совершенствованию военной инфраструктуры, повышению боевой выучки войск, укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

Стержневым положением военной политики суверенного Казахстана является вывод о недопустимости любого военного конфликта как средства разрешения межгосударственных и внутренних противоречий.

Все разногласия и споры должны разрешаться путем переговоров и только мирными средствами. В этой связи Казахстан на практике прилагает самые активные усилия, направленные на предотвращение военных конфликтов, укрепление международной и национальной безопасности.

Меры по укреплению мира, международной стабильности, по созданию эффективной системы национальной безопасности в качестве первого и основного приоритета нашли свое отражение в Стратегии развития Казахстана до 2050 года, а также Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан.

Военная безопасность является важной составной частью национальной безопасности страны и обеспечения региональной безопасности. Она означает состояние защищенности любого государства от реальных и потенциальных угроз, посягательств военного характера на его независимость и территориальную целостность. При этом задачи по обеспечению военной безопасности должны формулироваться исходя из реально существующих и наиболее вероятных угроз, так как их реализация требует вполне определенных расходов, затрат материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

В качестве основных угроз военной безопасности на среднесрочный период Военная доктрина Республики Казахстан рассматривает:

· существующие и потенциальные очаги военных конфликтов в непосредственной близости от границ страны;

· возможное проникновение на территорию республики бандформирований, экстремистов, международных террористов;

· вероятность ослабления региональной стабильности в результате чрезмерного качественного и количественного наращивания военной мощи некоторыми странами;

· опасность распространения оружия массового поражения, средств его доставки и новейших военных технологий в Азиатском регионе, возможность их попадания в руки террористических групп.

Совершенно очевидно, что успешное противодействие этим угрозам в Центрально-Азиатском регионе во многом зависит от скоординированных, совместных усилий международных структур безопасности и организаций.

Казахстан всегда активно поддерживает усилия международного сообщества по мирному урегулированию любых конфликтов, исходя из позиции уважения суверенитета и территориальной целостности государств, права любого народа самостоятельно определять свое политическое будущее, осуществлять контроль над своими природными ресурсами.

Важное место занимает деятельность Министерства обороны в сфере международного сотрудничества.

Вопросы региональной безопасности во многом решаются в рамках различных международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Центрально-Азиатское сотрудничество, Шанхайская организация сотрудничества.

Первым важным шагом на пути локализации имеющихся и потенциальных конфликтов явилось подписание в Ташкенте 15 мая 1992 года главами шести государств СНГ Договора о коллективной безопасности.

В 2002 году принят пакет документов по обеспечению льготных условий военно-технического сотрудничества. Рассмотрены проекты документов по созданию Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности.

В мае этого года в Душанбе состоялась сессия Совета коллективной безопасности, которая явилась очередным важнейшим шагом в укреплении безопасности на постсоветском пространстве.

Совместные стратегические командно-штабные учения «Редут», «Достык», ежегодные учения «Боевое содружество» в Объединенной системе ПВО СНГ – вот далеко не полный перечень мероприятий, в ходе которых отрабатывались вопросы взаимодействия вооруженных сил государств-участников Договора о коллективной безопасности.

Развитие военной составляющей ОДКБ, включая создание коллективных сил быстрого реагирования в Центрально-Азиатском регионе, решение военно-технических вопросов, развитие процесса совместного обучения военнослужащих – все это свидетельствует о том, что ОДКБ приобретает статус международной организации и выходит на совершенно иной, более высокий уровень деятельности.

Важное место занимают меры, принятые в рамках «Шанхайской организации сотрудничества», заложившие основы политики доверия, партнерства и стабильности на огромном геополитическом пространстве.

Продолжается разностороннее сотрудничество с НАТО, охватывающее широкий спектр военных вопросов и многонациональных учений миротворческой и гуманитарной направленности, совместных научных исследований по проблемам безопасности.

Военное сотрудничество с НАТО осуществляется в рамках программ НАТО «Партнерство во имя мира», «Процесс обзора и анализа» по направлениям:

- участие Республики Казахстан в программе Европейского командования НАТО «Инвестиции в безопасность»;

- создание в Казахстане информационного центра в рамках программы «Партнерство во имя мира» в целях оперативного обмена информацией в кризисных ситуациях и с приданием ему статуса регионального;

- подготовка к подписанию «Меморандума о взаимопонимании между Республикой Казахстан и НАТО в области материально - технического обеспечения».

С 1997 года Вооруженные Силы Казахстана активно участвуют в миротворческих учениях в формате СЕАП, в ходе которых солдаты и офицеры казахстанской армии оттачивали свое воинское мастерство и приобретали новый опыт, действуя бок о бок с военнослужащими ведущих государств мира.

Важную роль играет двустороннее сотрудничество с ведущими государствами мира.

С Российской Федерацией подписано более 40 двусторонних документов, охвативших широкий спектр вопросов обеспечения совместной безопасности.

Успешно развиваются казахстанско-американские отношения. Подтверждение тому – визит в нашу страну Министра обороны США Дональда Рамсфельда, когда он был принят Главой нашего государства, а также официальный визит Министра обороны Республики Казахстан в США в ноябре прошлого года.

В ходе встреч были обсуждены вопросы борьбы с международным терроризмом, направление казахстанских офицеров в штаб коалиционных сил, определены приоритетные направления оказания военно-технической помощи нашим Вооруженным Силам.

США рассматривает Казахстан как своего стратегического партнера в Центрально-Азиатском регионе и выделяет помощь в целях оснащения Вооруженных Сил Республики Казахстан современной военной техникой и вооружением.

В первой половине февраля 2003 года состоялся визит руководящего состава Министерства обороны Республики Казахстан в США, в ходе которого были рассмотрены вопросы дальнейшего развития двухстороннего сотрудничества.

Представители Министерства обороны Республики Казахстан приняли участие в семинаре, организованном американской Стороной и имевшим целью изучение проблемы организации эффективного взаимодействия гражданских структур государственной власти с военным ведомством, военным командованием в Прикаспийском регионе.

Активно развивается военное сотрудничество с Турцией, прежде всего в военно-технической сфере.

С 2002 года заметно активизировалось военно-техническое сотрудничество с Китаем.

В последнее время произошли существенные изменения в системе обороны нашего государства. С учетом изменений, произошедших как во внешнеполитической сфере, так и внутри государства, 11 октября 2011 года Указом Президента страны была утверждена новая Военная доктрина государства, ознаменовавшая начало качественно нового этапа в военной политике Казахстана, в строительстве его Вооруженных Сил. В частности, с учетом характера и основных черт современных войн и вооруженных конфликтов был сделан вывод о необходимости внесения кардинальных изменений во взгляды на формы и способы применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований государства. Казахстанской армии и другим воинским формированиям были уточнены задачи на мирное и военное время, что позволило сосредоточить усилия на приоритетных направлениях их подготовки.

Определение основных направлений и этапов военного строительства позволило сконцентрировать все ресурсы для выполнения конкретных задач и мероприятий, что имеет немаловажное значение в условиях бюджетных ограничений. Впервые нормативно был закреплен принцип гарантированного программно-целевого финансирования Вооруженных Сил в объеме не менее 1 процента от валового внутреннего продукта страны.

В течение трех лет после законодательного утверждения данного положения удается разрешать ряд проблем, направленных на совершенствование военной организации государства и обеспечение военной безопасности.

Меняется вся система военного управления, начиная от государственного уровня до войскового. Она приводится в соответствие с новыми реалиями и требованиями сегодняшнего дня. Глава государства – Верховный Главнокомандующий одобрил и утвердил Стратегический план применения Вооруженных Сил.

Исходя из того, что ядром военной организации являются Вооруженные Силы, руководством страны определены содержание и основные направления развития наших Вооруженных Сил на среднесрочную перспективу. Это, прежде всего, совершенствование организационно-штатной структуры, системы управления войск, внесение изменений в принципы дислокации воинских формирований; совершенствование системы оперативной и боевой подготовки органов управления и войск.

В войсках стала активнее проводится боевая учеба, которая приобрела системный и плановый характер. Все это позволило значительно поднять ее планку и впервые организовать и провести стратегические учения «Щит Родины – 2002» в апреле 2002 года; «Юг - Антитеррор - 2002» в мае 2002 года; «Море мира - 2002» в августе 2002 года; тактическое учение Сил воздушной обороны с боевой стрельбой на полигоне Сары-Шаган в октябре 2002 года.

Одной из особенностей проводимых учений было то, что они имели антитеррористическую направленность и проводились по единому замыслу и идеологии Стратегического плана применения Вооруженных Сил Республики Казахстан в целях обеспечения военной безопасности государства.

В этом году боевая подготовка еще более насыщена, серьезным экзаменом стали прошедшие в марте – апреле Стратегические учения Вооруженных Сил «Батыс-2003». Учение «Батыс-2003» проводилось как комплекс оперативно-тактических командно-штабных учений, связанных по цели, роли и месту военных округов в оборонительных операциях на стратегических направлениях.

Такой вариант проведения учения позволил нам проверить степень уяснения боевых задач генералами и офицерами командного состава объединений, соединений и частей, действующих согласно Плану применения Вооруженных Сил Республики Казахстан, утвержденному Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан – Президентом Республики Казахстан 18 октября 2002 года. Кроме того, действиями войск обозначения проверена реальность оперативно-тактических расчетов по созданию группировок войск.

В 2006 году прошли учения «Или 2006» с участием Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РК

Высокую оценку проведенным учениям дал Президент Республики Казахстан – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РК Н. А. Назарбаев, лично присутствовавший на заключительном этапе.

Наряду с укреплением Вооруженных Сил руководством страны осуществляются меры политико-дипломатического характера для обеспечения военной безопасности государства.

Мировой опыт убедительно показывает, что в современных условиях ни одна страна не может успешно развиваться и противостоять угрозам безопасности в одиночку. По этой причине вопрос о создании эффективного механизма коллективной безопасности в Центральной Азии является одним из самых актуальных.

Изучение и анализ природы конфликтов, обобщение опыта ведения современных боевых действий и применения новейших достижений военной техники, появление новых вызовов и угроз безопасности требует от нас принятия конкретных мер по укреплению обороноспособности нашей страны.

Военное строительство в Республике Казахстан осуществляется на основании Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан, Военной доктрины Республики Казахстан, Концепции военной реформы в Республике Казахстан, Государственной программы военного строительства в Республике Казахстан и осуществляется поэтапно, в целях обеспечения военной безопасности Республики Казахстан с учетом экономических возможностей государства..

Данными документами создана политическая основа развития военной организации государства и определены конкретные задачи.

За прошедшее время мы достигли определенных результатов в вопросах реформирования армии: принят пакет законодательных актов, направленный на укрепление обороноспособности нашего государства.

· Разработаны и приняты Законы Республики Казахстан:

· "О военном положении", «Об обороне и ВС», «О воинской обязанности и воинской службе»,

Завершена разработка нового Мобилизационного плана Республики Казахстан. Вновь разработанный план позволяет наиболее полно учитывать особенности рыночной экономики в вопросах военного строительства, возможности государства по содержанию Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также экономический потенциал республики в интересах обеспечения военной безопасности нашего государства.

Улучшение финансирования нужд обороны за последние годы, позволило осуществить в Вооруженных Силах комплекс структурно-организационных мероприятий. Указом Президента Республики Казахстан от 12 июля 2012 года №354

 
«О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан» утверждена структура Вооруженных Сил Республики Казахстан: 1) высший военно-политический орган руководства Вооруженными Силами – Верховное Главное командование (Ставка Верховного Главного командования), осуществляющее общее руководство всей деятельностью Вооруженных Сил в военное время и управление ими через Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан; 2) органы военного управления: стратегические – Министерство обороны и Генеральный штаб; оперативно-стратегические – управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальника тыла Вооруженных Сил, главные управления Вооруженных Сил; оперативно-территориальные – управления командующих войсками региональных командований; оперативно-тактические – управления командующих родами войск видов Вооруженных Сил; тактические – управления соединений и воинских частей; местные – департаменты, управления и отделы по делам обороны; 3) виды Вооруженных Сил: Сухопутные войска в составе: органы военного управления, региональные командования, рода войск, соединения и части специальных войск, тылового и технического обеспечения, учебные и резервные соединения, части и учреждения; Силы воздушной обороны в составе: органы военного управления, рода войск, соединения и части специальных войск, тылового и технического обеспечения, учебные и резервные соединения, части и учреждения; Военно-морские силы в составе: органы военного управления, соединения и части, учебные и резервные части и учреждения; 4) специальные войска (инженерного, химического и технического обеспечения, разведки, связи, радиоэлектронной борьбы) в составе: органы военного управления, соединения, части и учреждения; 5) тыл Вооруженных Сил в составе: органы военного управления, соединения, части и учреждения; 6) военные учебные заведения и военно-научные учреждения. 2. Определить зоны ответственности региональных командований в пределах границ административно-территориальных единиц Республики Казахстан: 1) "Астана" – город Астана, Акмолинская, Карагандинская, Костанайская и Северо-Казахстанская области; 2) "Восток" – Восточно-Казахстанская и Павлодарская области; 3) "Запад" – Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская и Мангистауская области; 4) "Юг" – город Алматы, Алматинская, Жамбылская, Кызылординская и Южно-Казахстанская области.

Вместе с тем, военно-политическая ситуация в мире и регионе заставляет нас по-новому взглянуть на систему военного управления, состояние Вооруженных Сил с учетом опыта ведущих государств мира.

В целях гарантированного обеспечения военной безопасности Республики Казахстан Министерством обороны проводятся мероприятия по созданию оснащенных, высокомобильных Вооруженных Сил, способных обеспечить защиту жизненно важных национальных интересов государства от существующих и потенциальных военных угроз.

Учитывая необходимость постоянного укрепления обороноспособности Республики Казахстан, совершенствования структуры и организации деятельности Вооруженных Сил, приведения в соответствие с современными военно-политическими и экономическими требованиями системы военного управления,

Создан и на протяжении нескольких лет успешно осуществляет подготовку военных кадров Национальный Университет обороны с подчинением Министру обороны.

Проведена работа по переходу к системе, позволяющей обеспечить непрерывный образовательный процесс и включающий взаимосвязанные уровни и ступени военного образования: тактический, оперативно-тактический, оперативно-стратегический.

В настоящее время в Вооруженных Сил проведена:

1. Оптимизация организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан, переход на новую структуру в соответствии с утвержденной Президентом страны схемой.

2. Завершено планирование применения Вооруженных Сил Республики Казахстан, силовых министерств и ведомств.

3. Проведен поэтапный переход к профессиональной армии, диверсификация военно-технических школ, увеличение объемов обучения и расширение перечня подготавливаемых специалистов.

4. Формирование полноценной и эффективной идеологической работы в войсках. Всестороннее укрепление позитивного имиджа Вооруженных Сил и военной профессии, улучшение качества жизни военнослужащих, рабочих и служащих, членов их семей.

Воспитание у военнослужащих Казахстана патриотизма, готовности к беспрекословному выполнению приказа.

5. В тесном взаимодействии с законодательной ветвью власти совершенствовать законы, регулирующие правоотношения в области обороны и безопасности государства.

6. Совершенствование антитеррористической подготовки войск, повышение готовности специальных подразделений для использования в случае внезапно возникающих угроз.

7. Завершение оснащения арсеналов, артиллерийских баз и складов ракет, боеприпасов, взрывчатых веществ автономными автоматическими системами охранной и пожарной сигнализации. Создание единого банка учета вооружения и военной техники, оружия и боеприпасов, имеющихся в войсках и хранящихся на арсеналах, базах, складах.

8. Дальнейшее укрепление международного военного сотрудничества, прежде всего в военно-технической сфере, с учетом задач модернизации Вооруженных Сил.

9. Обеспечение рационального расходования бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание Вооруженных Сил Республики Казахстан, соблюдение законности и государственной дисциплины в использовании материальных и денежных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: