Воспитуемый | |||||||||||||
Самосовершенстование | |||||||||||||
Требования социального статуса военнослужаще-го | 1 этап подготови-тельный | 2 этап целенаправ-ленное педагогическое воздействие | 3 этап результативный | ||||||||||
Контроль, проверка, анализ результатов педагогического воздействия | |||||||||||||
Профессиограмма | Воспитатель | ||||||||||||
Условия стимулируещие педагогическое взаимодействие | |||||||||||||
Обстановка в стране, в регионе. Отношение в стране к армии, к военному человеку. Служба в армии, организация быта и досуга. Материально-техническая база воинской части. Традиции части, положительный опыт в воспитательной работе. Нравственно-психологическая атмосфера в коллективе. | Авторитет воспитателя. Педагогическая культура воспитателя. Интерес, готовность воспитуемого к взаимодействию с воспитателем. Расположение воспитателя к воспитуемому. Эмпатичнсоть воспитателя к воспитуемому. Отношение воспитуемого к самосовершенствованию. Профессиональная подготовленность воспитателей. Мотивация воспитуемого. | ||||||||||||
На втором этапе происходит дальнейшее изучение индивидуальных
|
|
особенностей подчиненного.
Главная цель третьего этапа — оценить, выявить результат изучения и педагогического взаимодействия с воспитуемым (воздействия на него). Этот этап — фактически начало нового цикла индивидуально воспитательной работы. В этот период происходят диагностика и корректировка воспитательной деятельности начальника.
Второй учебный вопрос: ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО.
Изучение подчиненного личного состава — одна из основных обязанностей всех категорий командиров, офицеров воспитательных структур и необходимая предпосылка индивидуального подхода в воспитательной работе.
В целях изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащего в учебных заведениях и частях разрабатываются программы, которые позволяют учесть различные стороны развития психики и качественные характеристики каждого подчиненного.
Как вариант можно предложить командиру роты (взвода) программу изучения личности подчиненного с краткой характеристикой категорий психологии.
1. Жизненный опыт военнослужащего. Место рождения. Где живут и работают родители? Состав семьи. Отношение родителей к детям и между собой. Кто из родителей оказывал большее влияние и почему? Женат или холост. В какой школе учился? Успехи в учебе. Какие предметы любил и почему? Чем увлекался в свободное время? С кем дружил? Какие кружки посещал? Какую выполнял общественную работу? Какую читал литературу, что привлекало в ней? О какой профессии мечтал? Занимался ли бизнесом? Исповедует ли религию? Если да, то какую? Отношение к ней. Влияние религии на поведение, службу.
|
|
2. Направленность — одно из важнейших свойств личности. Она характеризует мотивированную целеустремленность человека, позволяющую предвидеть поведение подчиненного в различных условиях обстановки. Направленность военнослужащего проявляется:
-в общих и частных целях воинской службы;
-во взглядах, убеждениях, идеалах, жизненных установках;
-в кругозоре;
-в мотивах поведения, учебы, службы, действий и поступков;
-в целеустремленности в достижении личных и общественно значимых целей.
3. Особенности характера. Характер — это относительно устойчивый психический склад человека, выражающий его отношение к окружающей действительности (миру, труду, людям, самому себе).
Показателями проявления особенностей характера могут быть:
-сила характера и его направленность;
-отношение к коллективу, командиру, себе, товарищам, ратному труду, воинской деятельности;
-целеустремленность;
-устойчивость и работоспособность;
-принципиальность и ответственность в вопросах учебы, воинской службы, общественной работы;
-отрицательные черты характера: мнительность, болезненное самолюбие, ранимость, не критичность к себе и товарищам, неустойчивость, упрямство и др.);
-отношение к материальным и моральным стимулам.
4. Интеллектуальные и познавательные качества личности в значительной степени характеризуют уровень подготовки военнослужащего и определяют его возможности в успешном овладении воинской специальностью.
Показателями этих качеств являются:
-уровень знаний, успеваемость в школе по физико-математическим и гуманитарным дисциплинам;
-успеваемость по предметам боевой подготовки;
-способность к анализу, обобщению, сравнению;
-склонность к командирской, технической, общественной или хозяйственной деятельности;
-интересы и их направленность (что читает, чем увлекается);
-методические навыки в самостоятельной работе по самосовершенствованию;
-внимание и наблюдательность, качества памяти и др.
5. Эмоциональные качества личности отражаются во внутреннем отношении военнослужащего к явлениям и объектам, побуждают его к активности, преодолению трудностей.
Эмоциональные качества характеризуют: направленность переживаний; чувство воинского долга, ответственности; способность военнослужащего управлять своими чувствами.
6. Волевые качества являются составной частью морального облика военного человека. К профессионально важным волевым качествам военнослужащего относятся: целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, способность принимать самостоятельные решения и добиваться их выполнения, инициативность, исполнительность.
7. Особенности темперамента, выражающие динамику психики поведения военнослужащего. Его своеобразие определяется типом нервной системы: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический и проявляется в подвижности, общительности, усидчивости, эмоциональности.
8. Общественная активность позволяет выявить, насколько у военнослужащего выработалась потребность в ней, в какой степени эта активность стала показателем его жизненной позиции.
Общественная активность проявляется:
- в выполнении общественных поручений (имеет постоянное или выполняет отдельные поручения, отношение к ним и результативность деятельности);
- участии в культурно-просветительной и спортивно-массовой работе подразделения;
-в мотивах общественной активности (сложившаяся установка активности, потребность в общении с людьми, активность по устранению недостатков в подразделении, в работе армейской общественности, воинского коллектива, показная активность и т.д.);
|
|
-в критичности и конструктивности выступление на собраниях;
-в оценке своей деятельности и деятельности товарищей.
9. Дисциплинированность характеризует уровень воспитанности военнослужащего, насколько он способен управлять своим поведением в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Дисциплинированный человек — это тот, кто искренне болеет за общее дело и не ожидает дополнительных указаний, если видит, что нужно действовать самостоятельно в интересах дела, воинского коллектива.
Показатели дисциплинированности военнослужащего: знание общевоинских уставов (оценка); выполнение их требований; наличие и характер взысканий и поощрений; организованность, аккуратность, пунктуальность, исполнительность, честность, правдивость, искренность.
10. Физическое развитие. Важность учета данного показателя диктуется тем, что развитие и культура характеризуют разносторонность, совершенство личности. Оно в значительной степени определяет возможности преодолевать трудности воинской службы, достигать победы в сложных условиях обстановки современного боя. Физическое развитие характеризуется: общим физическим развитием; выполнением норм спортивных разрядов и военно-спортивного комплекса; отношением к физической зарядке, занятиям по физической подготовке (культуре) и спорту; систематическим закаливанием своего организма; несклонностью к заболеваниям.
11. Привычки военнослужащего — это его действия и поступки, выполнение которых стало потребностью. Такая деятельность происходит без участия мышления и волевых усилий при попадании военнослужащего в привычные условия. Привычки бывают положительными и отрицательными. Оценка определяется обществом, в котором находится человек (макросредой). Эта оценка иногда в микросреде (в том небольшом окружении, в котором находится военнослужащий) может не совпадать с обще сложившейся оценкой.
|
|
К положительным привычкам можно отнести: аккуратность, исполнительность, ответственность за решение различных вопросов учебы, воинской службы, общественной работы; непримиримость к недостаткам и др.
К отрицательным — невыдержанность, грубость, сквернословие, неряшливость, несобранность, а также курение, склонность к алкоголю, наркотикам и др.
Полученные данные заместитель командира по воспитательной и социально-правовой работе заносит в психолого-педагогический дневник.
Примерный вариант