Специальное аудиторское задание – оказание услуг по проверке специальной отчётности экономического субъекта, отличной от официальной финансовой (бухгалтерской) отчётности, включая проверку специальной отчётности об отдельных статьях финансовой (бухгалтерской) отчётности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Специальные аудиторские задания могут быть обязательными и инициативными.
Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, инициативное – во всех остальных случаях.
В зависимости от субъектов, от которых получено задание, специальное аудиторское задание подразделяется на:
- полученное от экономических субъектов;
- полученное от государственных органов;
- полученное от заинтересованных пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности.
|
|
Аудиторская организация должна достигнуть взаимопонимания с лицом, поручившим специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения. Содержание, характер и объём работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги.
Заключение по специальному аудиторскому заданию должно состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.
В заключении по специальному аудиторскому заданию также указывается адресат, подпись руководителя аудиторской организации и дата выдачи заключения.
Вводная часть специального аудиторского задания должна содержать:
- наименование аудиторской организации, выполнившей специальное аудиторское задание;
- наименование объекта специального аудиторского задания;
- определение ответственности аудируемого лица за составление бухгалтерской документации и специальной отчётности.
В аналитической части специального аудиторского задания описывается выполненная аудиторской организацией работа; обосновываются методы, применённые в ходе выполнения специального аудиторского задания; излагаются существенные вопросы, рассмотренные при выполнении задания.
В текст аналитической части могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчётов, итоги сверки документации, порядок её движения и т. д. Эти материалы могут оформляться в виде приложения к заключению.
Итоговая часть специального аудиторского задания должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по результатам выполнения специального аудиторского задания.
|
|
Итоговую часть рекомендуется начинать словами «По нашему мнению…».
Целью специального аудиторского задания по проверке отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчётности может быть:
- выражение мнения аудиторской организации относительно одной или нескольких статей финансовой (бухгалтерской) отчётности;
- выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя финансовой (бухгалтерской) отчётности.
При выполнении специального аудиторского задания по проверке отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчётности аудиторская организация должна принимать во внимание следующие факторы:
- взаимосвязь статей финансовой (бухгалтерской) отчётности (это требует применения аудиторских процедур по оценке сопоставимости данных бухгалтерского учёта по этим статьям);
- трудности при определении уровня существенности и степени аудиторского риска;
- недостаток информации (поэтому следует уведомить лицо, поручившее задание, о необходимости проверки дополнительной информации);
- возможность более тщательного исследования статьи бухгалтерской отчётности, чем при аудите достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности в целом.
Заключение аудиторской организации по проверке отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчётности должно содержать указание на регулирующие бухгалтерский учёт нормативные акты, которыми руководствовался экономический субъект.
В заключении аудиторская организация выражает мнение о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учёта указанному нормативному акту.
Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчётности аудиторская организация должна письменно уведомить руководство аудируемого лица о необходимости включения в состав бухгалтерской отчётности заключения аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию только вместе с аудиторским заключением о финансовой (бухгалтерской) отчётности в целом.
В приложении к рассматриваемому правилу (стандарту) приводится примерное содержание итоговой части специального аудиторского задания по проверке расчётов с дебиторами: «По нашему мнению, приложенная схема расчётов (наименование экономического субъекта) с дебиторами и цифровые данные достоверно во всех существенных аспектах отражают состояние дебиторской задолженности упомянутой организации по состоянию на (дата)».
При выполнении специального аудиторского задания по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, аудитор преследует следующие цели:
- составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом;
- составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т. п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;
- подготовить заключение о соблюдении экономическим субъектом определённых договоров, например, кредитных договоров или договоров займа и др.
Аудиторская организация может выразить своё мнение относительно договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, только после полного рассмотрения вопросов бухгалтерского учёта и аспектов налогообложения на всех этапах реализации договора. Для ответа на специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудиторской организации и требующие специальных знаний, аудиторская организация должна привлечь эксперта. В итоговой части заключения аудиторской организации по юридической и экономической экспертизе договоров должно быть изложено мнение о соблюдении экономическим субъектом конкретных условий договора.
|
|
Аудиторская организация при выполнении специального аудиторского задания о финансовой (бухгалтерской) отчётности, составленной в соответствии с принципами финансовой (бухгалтерской) отчётности, отличными от российских правил бухгалтерского учёта, должна оценить возможность пользователя финансовой (бухгалтерской) отчётности понять из названия или из примечания к данной финансовой (бухгалтерской) отчётности, что эта отчётность подготовлена не в соответствии с российскими правилами учёта. Если в названии такой отчётности соответствующие указания отсутствуют, то аудиторская организация должна сделать это в своём заключении.
К формам отчётности, подготовленным в соответствии с правилами бухгалтерского учёта, отличными от российских, относятся:
- налоговые декларации;
- отчёты о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;
- финансовая отчётность, установленная каким-либо государственным или иным регулирующим органом;
- финансовая отчётность, подготовленная на основе международных стандартов финансовой отчётности.
В заключении по обобщённым отчётам должно быть ясно обозначено, что они имеют сокращённый характер, поэтому пользователю отчётности необходимо использовать обобщённый отчёт вместе с бухгалтерскими отчётами, подтверждёнными аудиторской организацией. Обобщённый отчёт должен называться так, чтобы указывать на бухгалтерскую отчётность, на основании которой он был подготовлен.
Фраза об отражении в отчётности показателей деятельности «достоверно во всех существенных аспектах» не должна использоваться аудиторской организацией при формировании ею мнения относительно обобщённой отчётности.
|
|
Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведённому по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
В таком заключении следует избегать оценочных юридических терминов («халатность», «хищение», «растрата», «присвоение» и т. д.)
Выводы аудиторской организации должны излагаться в соответствии с последовательностью вопросов государственных органов. Каждый вывод должен содержать выявленные факты с указанием нарушенного нормативного акта, за какой период выявлено нарушение, какие обстоятельства способствовали этому. При возможности следует указать виновных лиц и оценить сумму материального ущерба.
Содержание заключения по специальному аудиторскому заданию должно обеспечивать государственным органам возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательную ценность заключения.