Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию

Жарков, Чижиков. СРЕДСТВА – по СПБГУКИ Ариарский – это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, эмоционального воздействия на чувства и поведение людей, вовлечения их в мир культуры, это общение, самодеят-ть, игра, зрелище, развлечение. По МГУКИ – это то, с помощью чего достигаются цели (инструмент).

Средства СКД – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности – приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала». (М. А. Ариарский)

К числу основных средств СКД Профессор В А Монастырский относит: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность. Все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.). СПЕЦ СРЕДСТВА: игра, зрелище, психол-пед-е общение.

Жарков определяет средства как «инструменты, с пом кот-х раскрывается содержание СКД, это устные и печатные, кино, радио, ТВ, тех средства.

Новикова Г.Н: средства-источник инф-ии: системы знаков (устное, письменное слово), система условных обозначений (ноты, таблицы), достижения культуры в различных видах и жанрах (живопись, театр, хореография), средства наглядности. Средства, выступающие в кач инструментов воздействия: технические (кино, компьют-е технолог, печатн продукция, дизайн, свет, звук и др.

ОБЩЕПРИНЯТО СР-ВА ДЕЛИТЬ НА 6 ГРУПП: печатные (худож литер, публицистика, периодика), устные (живое слово, сцен речь), наглядные (реклама, плакат, афиша), худож-е (декорации, хореограф, музыка), технические (аудио, видео, ТВ), комплексные (игра, развлечение, конкурс).

Педагогические требования к эффективному использованию средств СКД:

Эффективность использования средств социально-культурной деятельности определяется результатом соответствия ценностям, целям и задачам, а также затратам, как материальным, так и человеческим.

Педагогическими требованиями к эффективному использованию средств социально-культурной деятельности является обоснованность использования конкретного средства или совокупности средств, целесообразность их применения, комплексность различных видов средств в различных формах социально-культурной деятельности. Учёт возрастных, психофизических и иных особенностей аудитории.

Таким образом, средства СКД - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувство и поведение людей в условиях свободного времени.

Необходимо знать возможности каждого из этих средств и уметь их использовать в соответствии с целями педагогического процесса или педагогической акции.

Средства всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия.

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:

• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности». Д.б. дифференцированный подход в определении и выборе методов, их эффективности.

24. Социально-культурная деятельность парков культуры и отдыха в современных условиях. Жаркова, Соколовская.

История П: с Др. Греции – сады Семирамиды, сады при монастырях – «сад подобие рая».

При Петре 1- летний сад – на скамейках книги Первый прототип парков (СПб), 1928 – Первый парк культуры и отдыха в Москве им. Ленина.

Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе.

Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности.

В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.

В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме.

На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшейся тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы.

Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования.

Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами и др., предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. ПКиО – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.

Это самые посещаемые, самые массовые места отдыха в любое время года. Парки решают проблему семейного отдыха, т.к. в их программы входят различные формы проведения досуга. Для детей это: детское кафе, аттракционы, различные театрализованные представления, в зимнее время строятся ледяные городки. Для молодежи проводятся дискотеки, аттракционы, кафе, автоматы. Для более старшего возраста проводятся вечера танцев, где играет духовой оркестр и много другое. Таким образом, в парке любой посетитель, независимо от возраста найдет, чем заняться. Проходят многочисленные концерты, театрализованные представления, проводятся вернисажи, фотоконкурсы.

Основные направления деятельности парка:

1. Проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными).

2. Проведение музыкальных и песенных фестивалей.

3. Проведение творческих встреч с деятелями искусств.

4. Проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.

5. Проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций).

6. Проведение семейных дней отдыха.

7. Проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек.

8. Проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…)

9. Оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя)..

Типология: - ПКиО; - аквапарки; -зоопарки; - ботанические, дендрарии; нац сады и заповедники - Байкал; - развлекательные.

Функции – рекреативная, коммуникативная, гедонистическая, педагогическая, воспитательная, оздоровительная.

В современных условиях парки стремятся выйти на новые виды услуг: кружки, аренда, концерты, фестивали, дискотеки, концерты, проведение городских праздников, шоу-программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: