Под развитием личности понимают процесс формирования духовных и культурных качеств человека, обеспечивающих потребность и возможности в его самореализации и самосовершенствовании.
Этот процесс обусловлен целым рядом факторов:
- социальные факторы (социальные роли, социальный статус, менталитет, соц. ценности и др.);
- культурные факторы (система ценностей, нравственность, этическое и эстетическое мышление, культура поведения, физическая культура, профессиональная культура и др.);
- религия (религиозные убеждения, вера и т.п.);
- этнокультурные факторы (традиции, этническая принадлежность, этническое самосознание)
Личность с точки зрения человеческих потребностей складывается из 3-х взаимодействующих ветвей: системы человеческих потребностей; системы человеческих способностей; совокупности видов человеческой деятельности.
Научно-методические условия развития личности: оппортунистические (Оппортунизм – приспособленчество, соглашательство, беспринципность); идеологические концепции.
|
|
Оптимальное формирование и развитие личности становится возможным лишь в том случае, если человек имеет необходимый минимум «культурной предметности», особенно на ранних стадиях онтогенеза (известно, что для оптимального развития ребенка, для того чтобы в нем сформировался необходимый социальный минимум подлинно культурных навыков обращения с предметным окружением, чтобы он вырос «культурно защищенным и творчески вооруженным на встречу с окружающим его миром», ему нужны игрушки, книги, картины и т.д.). И процесс человеческого общения (коммуникация) тоже становится культурным лишь в том случае, когда он опосредуется идеальными продуктами культуры (этическими нормами и ценностями, представлениями об идеальной любви, дружбе и т.д.).
Социально-культурная деятельность по своему функциональному назначению, в числе прочих, направлена на создание условий наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности. В свою очередь, учреждения культуры в рамках своей основной деятельности осуществляют комплекс мероприятий по целенаправленному формированию культуры, социализации и творческой самореализации личности.
Примеры деятельности учреждений культуры по развитию личности:
- организация работы творческих коллективов (создание условий для творческой самореализации личности, формирование эстетического вкуса, формирование культуры общения, творческое взаимодействие, развитие творческих способностей, формирование потребности в творчестве и т.п.);
- работа с различными возрастными категории населения (реализация потребности в культурном общении со сверстниками, обмен опытом, развитие коммуникативных способностей, энергоинформационный обмен и др.);
|
|
- организация культурно-досуговых мероприятий (восстановление психофизического баланса организма; развитие коммуникативных способностей, обретение социального опыта и др.);
- выставочная деятельность (развитие эстетического вкуса, формирование эстетического мышления, формирование потребности получения эстетического наслаждения и т.д.);
- информационно-просветительская деятельность (получение информации, формирование в потребности получения, переработки и передачи информации и т.п.);
- концертная деятельность (формирование эстетического вкуса, формирование потребности получения эстетического удовлетворения, формирование эстетического вкуса и т.п.).
Практически вся работа учреждений культуры обеспечивает условия для развития личности. Для эффективности этой работы необходимы: научное обоснование, профессионализм организаторов, достаточная ресурсная база, осознание необходимости этой работы в современных условиях.
В творч деят-ти развивается: абстрактное мышление, воображение, фантазия, творческое мышление, самореализация, самоконтоль, самооценка, выполенеие твоч задач развивает: самостоятельность, целеустремленность, умственую активность, логическое мышление, память, внимание, мотивацю к познанию ч-л.
В заключении необходимо отметить, что все виды СКД - познавательная, ценностно-ориентационная, культ-твор, коммуникативная - раскрывают сложность и многозначность этого явления. Эти виды СКД раскрывают направления реализации соц активности субъекта, т.е. его включенность в процессы познания, творчества общения поиска мировоззренческих смыслов и значений.