Параметр | Психодинамич подход | Когнитивно бихевиоральный | Гуманистическое движение |
Парадигма | Бессознательное | Взаимодействие человека с окружающей средой | Самосознание |
Что такое природа человека | Влечения, инстинкты, разрушения. Природа человека эгоистична | Природу научение (человек рождается как чистая доска). Важен опыт и окружение | Определяется свободой выбора, самоопределением |
Основная проблема, с которой работает | Подавленные желания и инстинкты | Тревога (по поводу того, что человек не может справиться с чем-то, по поводу правильного отражения и взаимодействия с окр миром) Неадекватные реакции на стимул | Проблема психологического отчуждения человека от окружающего мира. Человек способен к свободному выбору |
Концепции патологии | Конфликты в бессознательной сфере. («оно»,«Я» «сверх я») (усиливать Я или ОНО) Проблема в том что Я недостаточно сильное | Приобретенные стереотипы (неадекватные, неверно выученные стереотипы) Дефицит научения, поведенческих реакций | Утрата творческого потенциала. Человек ощущает что он живет не той жизнью, к которой предназначен. Иделогические нарушения: o 2 разнородных опыта, требования от 2х разных систем, противоречащих друг другу o Несоответствие прошлого и настоящего опыта o Рассогласование между мыслями, чувствами, действиями o Неприятие себя, своей внешности Нарушение «Я-идентичности». |
Концепции здоровья | Слишком сильное Я. Усиление Эго за счет осознания, понимания, регулирования. 2 пути регулирования: - разрешить себе то поведение -осознанно отказаться от желания | Устранение симптома который тревожит (коппинги, изменение окружения) – чел чувствует что может справиться | Удовлетворенный человек, двольный своей жизнью Соотвтетствие мыслей, чувств и действией – конгруентное состояние. Аутентичный человек способный на спонтанное поведение. Выражает собственную позицию. Актуализирует свой потенциал – усиливает свое я. Способен к творческому видению. Может признать свою ошибку. Возможность меняться |
Вид изменения | Инсайт (все складывается в единую картину). Понимание откуда, почему возникли эти проблемы | Прямое научение (чел научается чему-то, что позволяет справиться с проблемой) | Появление опыта – новых Изменение ощущения непосредственных переживаний (здесь и сейчас) создается некая ситуация которая позволяет изменить отношение. Это опыт, который позволяет усиливать свою возможность выбора. |
Задачи терапевта | Понять бессознательное психическое содержание его историческое и символическое значение. Есть унифицированная интерпретация символов. | Программировать, подавлять, подкреплять, формировать – специфические поведенческие реакции для подавления тревоги | Взаимодействие с клиентом в атмосфере взаимного приятия, способствующий самовыражению |
Основные правила, которых придерживает терапевт | - абстиненции(страдания клиента доводятся до максимума – способствуют переносу обстоятельства из прошлого в реальные отношения с психоаналитиком) индиферентность Как можно меньше вносить влияние на процессы которые происходят с клиентом - контр-вопрос - отзеркаливаниеповедения клиента (приводит к переносу) - ассоциации Выделяем 2 момента в ассоциациях - но если появляется новое слово не связанное со всем предыдущим, надо аккумулировать - контрперенос(перенос важных травмирующих событий прошлого на настоящее взаимодействие с психоаналитиком)Надо избегать проявлений контрпереноса, тк он не позволяет объективно оценить проблему | -конфронтация (клиент противопоставляется той ситуации, которая вызывает страх - подкрепление - подражание(метод, через который обучают новому стратегическому поведению) - рационализация(неверные убеждения, иррациональные мысли рационализуются) | - безусловное принятие клиента (эмпатия) - эмпатическое понимание человека (встать на его место) -конгруэнтность (полное соответствие аутентичность самого терапевта его мысли чувства, действия согласованны те СРик не играет. Если этого не будет – клиент не раскроется. - Самоэкпиорация (?) – самоощущение, самораскрытие (характерно для любого подхода) |
Техники и процедуры, которые используются | 1)процедура конфронтации (специалист показывает кл. что он вытесняет, с чем он в конфронтации). 2) прояснение(анализ того, почему чел сопротивляется) 3) интерпретация со стороны психоаналитика того, что вытесняется (символы), чтобы привести клиента к инсайту. 4)тщательная проработка материала | 1) контроль над импульсами, стимулами (внешние воздействие, на кот возникает реакция). Техники регулирования непроизвольной реакции на раздражители. 2 метода: 1. метод наводнения (конфронтация с пугающей ситуацией, встреча напрямую с опасностью). = >Погашение страха 2. систематические десенсибилизации 3) научение моделям (подражание). Может быть неосознанное подражание 4)самоконтроль (развитие самонаблюдения, самооценки самоподкрепления). 5) тренинг - Тренинги решения проблем Выделяют 5 этапов решения проблем 1.общая целевая ориентация 2.описание проблемы 3. выдвижение альтернативных решений 4.выбор, принятие одного из решений 5.оценка. Надо выдвинуть альтернативу o тренинги самоинструктирования Функцию контроля принимает на себя язык. Все что делают проговаривается словами 6) когнитивная психотерапия Бэка – работа с ошибками восприятия, с автоматическими мыслями. Основной метод – рационализация, попытка установить, воспроизвести автоматические мысли - когнитивная психотерапия Эллинсона – рационально – эмотивная терапия. Работает с ошибками убеждений. Метод рационализации. |
Психодинамический подход: работа с причинами проблемы.
«+» рассматривает глубинную структуру личности, выявляет нарушения на глубнном уровне.
«-» под сомнение ставится эффективность, сложно проверить эффективность
Когнитивно бихевиоральный: работа с ориент на эффективность.
«+» - есть эффект, который можно совершенно точно четко оценить.
«-» - но всегда очень типичный подход, не учитывается индивидуальность человека.
Гуманистическое движение: индивидуальная стратегия.
«+» - индивидуализироанный подход к человеку.
«-» - невозможно прогнозировать эффективность.