1.1.1. Общая характеристика психологии как науки.
Понятие предмета и объекта психологии. Основные задачи психологии. Методы психологии. Отрасли психологической науки. Место психологии в системе наук.
Этапы становления психологии как самостоятельной науки. Психология как наука о душе, о явлениях сознания, о поведении. Основные психологические школы XIX-XX вв.: эмпирическая психология, психология сознания В.Вундта, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, культурно-исторический и деятельностный подход в психологии.
Современные представления о предмете психологии.
1.1.2. Понятие отражения.
Формы отражения в неживом и живом мире. Психическая форма отражения. Критерии психического и необходимость появления психики в эволюции. Роль психики в эволюции живых существ.
1.1.3. Понятие деятельности в психологии.
Представления о поведение в истории психологии.
Деятельность как единица жизни. Характеристики деятельности. Технологический и смысловой анализ деятельности.
|
|
Структура деятельности: деятельность, действие, операция; взаимопереходы составляющих деятельности.
1.1.4. Природа и сущность человека. Присвоение общественно-исторического опыта. Высшие психические функции.
Человек как природное и общественное существо. Производство условий жизни как способ жизни человека и причина развития его психики.
Понятие общественно-исторического опыта. Условия присвоения общественно-исторического опыта как процесса порождения у человека социальных способов психического отражения и управления деятельностью.
Высшие психические функции как особые осознанные произвольные действия человека с внешними и внутренними (психическими) операциями. Опосредованность и системное строение высших психических функций.
1.1.5. Уровни отражения. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Понятие бессознательного.
Проблема сознания в психологии. Эмпирические характеристики сознания.
Необходимость и условия порождения сознания у человека. Структура сознательных образов (по А.Н.Леонтьеву).
Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции действий и деятельности человека. Взаимопереходы осознаваемых и неосознаваемых процессов. Понятие бессознательного в работах З.Фрейда и Д.Н.Узнадзе.
Потребности, мотивы, эмоции, воля