История создания СНГ и его развития

К середине 80-х гг. ХХ ст. в бывшем СССР все более отчетливо стали проявляться кризисные явления во всех областях жизнедеятельности государства – в политике, экономике, социальной сфере. Оторвавшись от народа, правящая партийная номенклатура была не в состоянии исправить поло­жение. Среди союзных республик начались процессы, направленные на расширение их самостоятельности и получение действительно реального суверенитета. Как отмечалось, многие из них к 90-м гг. приняли «Декларации о независимости». Однако в то время некоторые республики, в том числе и наша, не выступали за окончательный выход из Союза. Так, в ст. 11 «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь» говорилось, что Республика Беларусь (в то время БССР) предлагает безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств.

Правящие круги, не желая терять свою власть и привилегии, выступили против образования обновленного Союза самостоятельных республик (хотя работа по подготовке нового союзного договора уже велась) и организовали в августе 1991г. «путч», стремясь взять всю власть в свои руки. Однако этот «путч» не был поддержан народом, и он потерпел поражение.

Августовский «путч» ускорил распад Союза ССР. В этих условиях
8 декабря 1991 г. под Брестом в Вискулях Президентами России (Б. Ельциным), Украины (П. Кравчуком) и Председателем Верховно­го Совета Беларуси (С. Шушкевич) было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». Было констатировано, что СССР как субъект международного права прекратил существование. Координи­рующим центром СНГ был определен г. Минск. На сегодняшний день с состав СНГ входят все бывшие республики СССР, за исключением Прибалтийских (Литвы, Латвии, Эстонии) и Грузии.

Государства, подписавшие Соглашение, взяли обязательства:

- развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в области политики, экономики, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, торговли и в других сферах;

- содействовать широкому информационному обмену;

- добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства;

- гарантировать своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы;

- способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов;

- уважать территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

- сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Стремиться к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.

В соответствии с Соглашением каждое государство оставляет за собой право приостановить его действие (т. е. выйти из состава СНГ), или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год. Положения Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию его участников.

Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества был определен г. Минск.

22 января 1993 г. на заседании Совета глав государств в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств. В соответствии с ним высшим органом Содружества является Совет глав государств,который собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

Межпарламентское сотрудничество стран, входящих в состав СНГ, осуществляется в рамках Межпарламентской Ассамблеи (МПА), которая состоит из парламентских делегаций стран СНГ.

Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Процедурные вопросы деятельности Межпарламентской Ассамблеи регулируются ее Регламентом. Местом пребывания МПА является г. Санкт-Петербург.

Межпарламентская Ассамблея обсуждает широкий круг различных проблем, представляющих общий интерес для стран СНГ. Все делегации имеют один голос, решения принимаются консенсусом. Пленарные заседания МПА проводятся не реже двух раз в год. МПА не наделена законодательными полномочиями. Ее решения носят консультативный и координационный характер, которые направляются парламентам стран – участниц СНГ для возможного использования в их законодательной деятельности.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом СНГ является Координационно-консультативный комитет, в состав которого входят по два постоянных полномочных представителя от каждого государства – члена Содружества и Координатор комитета, назначаемый Советом глав государств. Местом его пребывания является г. Минск.

Для организационно-технического обеспечения работы Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов Содружества при Координационно-консультативном комитете имеется Секретариат, возглавляемый Координатором комитета – заместителем Председателя Координационно-консультативного Комитета.

В рамках СНГ функционирует также Комиссия по правам человека,которая состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утверждаемого Советом глав государств. Комиссия является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами – членами СНГ.

В целях обеспечения выполнения экономических обязательств государствами – членами СНГ в рамках Содружества действует Экономический Суд.

Наряду с указанными органами, в рамках Содружества созданы ряд органов отраслевого сотрудничества:

- Совет Министров обороны;

- Совет Командующих пограничными войсками;

- Штаб по координации военного сотрудничества;

- Совет Министров иностранных дел;

- Совет Министров внутренних дел и др.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под экономическим строем (системой) государства?

2. Назовите принципы экономической системы Республики Беларусь.

3. Что понимается под приватизацией и национализацией?

4. Социальные отношения – это ….

5. Что выступает в качестве предмета духовно-культурных отношений?

6. Каковы особенности отношений государства и церкви в Республике Беларусь?

ТЕМА 12. Конституционные основы правового положения человека и гражданина.
Гражданство Республики Беларусь

Основные понятия: правовой статус человека и гражданина; принципы правового положения личности; гражданство; выход из гражданства; утрата гражданства; регистрация гражданства; апатриды; бипатриды; принципы гражданства; филиация; натурализация.

12.1. Понятие конституционных основ (принципов) правового положения человека и гражданина и их закрепление
в Конституции Республики Беларусь

С провозглашением Республики Беларусь суверенным государством в ней активно начался процесс формирования национальной правовой системы, основанной на принципах демократизма, приоритета общепризнанных положений международного права. Это свидетельствует о том, что в характере правовой системы нашей страны произошел коренной переворот в сторону признания и гарантирования прав и свобод личности, как высшей ценности государства.

Совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми личность наделяется как субъект правоотношений составляет ее правовой статус. Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Основой для обладания в полном объеме правами и обязанностями является гражданство, т. е. правовая связь лица с государством. В свою очередь, отсутствие такой связи или ее потеря влекут изменение комплекса прав, свобод и обязанностей.

Основы правового положения личности в Республике Беларусь определяют три статьи Конституции, содержащиеся во втором ее разделе. Это статьи 21, 22, 23.

В соответствии со ст. 21, «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (введ. авт.). Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства». Эти конституционные положения подчеркивают гуманистическую сущность государственной политики.

Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признает равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Принцип равенства граждан означает, что все граждане, независимо от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенства всех в буквальном смысле. Так, имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют определенные различия и в правовом положении граждан: в зависимости от пола (время выхода на пенсию), возраста (избирательное право, гражданская дееспособность) и других обстоятельств, предусмотренных в законе.

Принцип равенства граждан перед законом углубляется во многих отраслевых законодательных актах (например, только в Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь имеется 8 глав, содержащих составы преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение прав граждан).

Еще одно положение в области прав человека − запрет на ограничение конституционных прав и свобод − содержится в ст. 23 Конституции. В соответствии с ней, «Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц».

Это вполне соответствует Международным пактам о правах человека 1966 г., которые предусматривают, что в целях всеобщего благосостояния государство может устанавливать ограничение прав, определенных законом и необходимых в демократическом обществе, в интересах государственной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

Вместе с тем, ст. 63 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что отдельные права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения. В частности, к таковым относятся:

- право на жизнь (ст. 24);

- никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3.ст. 25);

- никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 26);

- каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31).

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и свободы, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Итак, основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

- обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшая цель государства;

- равенство всех перед законом;

- гарантированность реализации прав и свобод личности;

- недопустимость ограничения прав и свобод личности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и законами;

- обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

12.2. Понятие, конституционно-правовое регулирование
и принципы гражданства Республики Беларусь

Гражданство является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета. В Республике Беларусь вопросы гражданства регулируются Конституцией (ст. 10), Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» (в ред. Закона от 22.06.2006), Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994г. №209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства»(с изм. и доп.), другими актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Иными словами, гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства. Именно с гражданством связаны самые существенные последствия для обеих сторон: объем прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина.

Защиту и покровительство гражданам Республики Беларусь, находящимся за ее пределами, призваны оказывать Министерство иностранных дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за границей. Они обязаны принимать меры к тому, чтобы граждане Республики Беларусь могли пользоваться правами, предоставленными им законодательством государства, в котором они находятся, международными договорами.

В случае, если в государстве пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств.

Конституция Республики Беларусь и Закон «О гражданстве Республики Беларусь» (ст. 3) впервые в отечественной практике установили запрет на лишение гражданина Республики Беларусь его гражданства. Все предшествовавшее законодательство – вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. – закрепляло такую форму утраты гражданства. Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. К примеру, в свое время были лишены гражданства СССР и высланы за пределы страны такие заслуженные люди, как писатель А. Солженицын, академик А. Сахаров и др. После высылки А. Солженицына из СССР (1974) и, учитывая его желание жить в США, Сенат этой страны своим специальным постановлением предоставил ему и его семье гражданство США в порядке дарения. Данный вид приобретения гражданства предусматривается законодательством некоторых стран лишь выдающимся людям за особые заслуги. Таких случаев в мировой практике немного.

Согласно ст. 8 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» гражданами Республики Беларусь являются:

лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»;

лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с Законом.

Принадлежность лица к гражданству Республики Беларусь может быть удостоверена:

- паспортом гражданина Республики Беларусь;

- дипломатическим паспортом гражданина Республики Беларусь;

- служебным паспортом гражданина Республики Беларусь;

- национальным удостоверением личности моряка.

Гражданство Республики Беларусь основывается на ряде принципов, которые закреплены Конституцией и Законом
«О гражданстве Республики Беларусь»:

- каждый имеет право на гражданство. Данный принцип выражается, во-первых, в том, что любое лицо, независимо от национальности (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) имеет право на гражданство Республики Беларусь, которое носит открытый и свободный характер; во-вторых, в наличии такой формы приобретения, как прием; в-третьих, в наличии достаточно простых и доступных оснований приобретения гражданства;

- гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;

- никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Данный принцип выражается в том, что лицо не может быть лишено гражданства вопреки его воле. В то же время Конституция и Закон закрепляют право гражданина по его желанию изменить гражданство;

- гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица, т. е. оно приобретается исключительно на добровольной основе;

- заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов;

Республика Беларусь стремится к избеганию случаев безгражданства. Суть данного принципа состоит в том, что наше государство способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении Республика Беларусь следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений;

- государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

- приоритет норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством;

- неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории другого государства гражданства Республики Беларусь; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина Республики Беларусь за ее пределы.

12.3. Основания приобретения и прекращения гражданства

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство Республики Беларусь приобретается:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

- в порядке регистрации;

- по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

Чаще всего гражданство приобретается по рождению. Подобная форма приобретения гражданства получила в мировой практике название филиации. Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

- хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;

- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

Прием в гражданство осуществляется на основании письменного заявления лица, достигшего 18-летнего возраста (подается на имя Президента Республики Беларусь), если оно:

- берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

- знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

- проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно. Срок проживания не территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года;

- имеет законный источник средств существования;

- не имеет гражданства, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства.

Семилетний срок проживания на территории Республики Беларусь может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

- белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

- лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющих государственный интерес для Республики Беларусь;

- лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

Приобретение гражданства иного государства по заявлению заинтересованного лица получило название «натурализации».

Приобретение гражданства в порядке регистрации

Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, если оно:

- родилось либо постоянно проживало на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г.;

- является супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации;

- является потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации.

Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации является упрощенной формой приобретения гражданства.

Прекращение гражданства

Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» (ст. 17) определяет основания для прекращения гражданства нашего государства. К ним относятся: выход из гражданства Республики Беларусь и утрата гражданства Республики Беларусь.

Выход из гражданства осуществляется в добровольном порядке по желанию лица на основании его письменного заявления. Отказ от гражданства может иметь место, например, по причинам личного характера в случае, если гражданин вступает в брак с лицом другого государства, которое не разрешает брак с иностранцами. Отказ от гражданства может иметь место и по политическим причинам.

Утрата гражданства Республики Беларусь означает его автоматическую потерю. Она осуществляется:

вопреки воле лица, без его согласия и имеет место в случае поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства;

по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» выход и утрата, т. е. прекращение гражданства не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

- является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

- имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;

- не имеет иного гражданства или гарантии его приобретения.

12. 4. Порядок подачи и рассмотрения заявлений по вопросам приема
в гражданство и выхода из гражданства

Прием заявлений осуществляется по месту постоянного жительства заявителей:

- проживающих на территории Республики Беларусь – органами внутренних дел;

- проживающих за границей − органами дипломатической службы.

Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявитель:

- осужден за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;

- имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;

- является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, − до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;

- осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы − до истечения срока наказания;

- депортировался или высылался из Республики Беларусь − до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь;

- представил ложные сведения или подложные документы;

- состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.

Управления, отделы внутренних дел в районах, городах, районах в городах по месту постоянного жительства заявителя направляют заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь вместе с представленными документами в Главное управление внутренних дел Минского горисполкома (далее – ГУВД), управления внутренних дел облисполкомов (далее – УВД) для дальнейшего рассмотрения.

ГУВД, УВД проверяют соответствие поступивших материалов требованиям Закона, осуществляют проверки на предмет возможного наличия оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь, формируют по каждому заявлению дело в двух экземплярах и запрашивают мнение органов государственной безопасности о целесообразности удовлетворения заявления.

ГУВД, УВД направляют дело в двух экземплярах в Министерство внутренних дел (далее – МВД) для дальнейшего рассмотрения. МВД выносит по каждому заявлению о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь мотивированное заключение о возможности удовлетворения такого заявления.

МВД направляет первые экземпляры дел вместе со своими заключениями для дальнейшего рассмотрения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь (далее – Комиссия), вторые экземпляры дел – в Комитет государственной безопасности (далее – КГБ).

КГБ по каждому заявлению о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь направляет свое заключение о возможности удовлетворения такого заявления в Комиссию, а дела возвращает в МВД.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь в органах внутренних дел, МВД, КГБ и Совете Министров Республики Беларусь не должен превышать одного месяца в каждом из них.

Порядок подачи и рассмотрения заявлений лиц, проживающих за границей

Орган дипломатической службы, принявший к рассмотрению заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь либо о выходе из гражданства Республики Беларусь, формирует по каждому заявлению дело в двух экземплярах и вместе со своим заключением о возможности удовлетворения заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь либо о выходе из гражданства Республики Беларусь, направляет его в Министерство иностранных дел (далее – МИД) для дальнейшего рассмотрения.

МИД проверяет правильность оформления материалов поступившего дела, осуществляет проверки на предмет возможного наличия оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь и выносит мотивированное заключение о возможности удовлетворения заявления.

МИД направляет первые экземпляры дел вместе со своими заключениями для дальнейшего рассмотрения в Комиссию, а вторые экземпляры дел – в КГБ.

КГБ по каждому заявлению о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь направляет свои заключения о возможности удовлетворения такого заявления в Комиссию, а дела возвращает в МИД.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь и о выходе из гражданства Республики Беларусь в органах дипломатической службы, МИДе, КГБ и Совете Министров Республики Беларусь не должен превышать одного месяца в каждом из них.

Задачи и функции Комиссии

При рассмотрении заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь и о выходе из гражданства Республики Беларусь Комиссия анализирует содержание заключений государственных органов, материалы представленного дела. Она вправе запросить дополнительные материалы у соответствующих государственных органов, иных организаций. Комиссия может вернуть материалы дела в МВД или МИД для дополнительной проверки и оформления в соответствии с требованиями законодательства.

Предложения Комиссии по каждому заявлению о приеме в гражданство или о выходе из гражданства Республики Беларусь оформляются протоколом, подписанным членами Комиссии, которые участвовали в заседании, и вносятся на рассмотрение Президента Республики Беларусь вместе с проектами соответствующих указов и распоряжений Президента Республики Беларусь.

Порядок подачи и рассмотрения заявлений о приобретении гражданства в порядке регистрации

Заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации подаются в органы внутренних дел. Должностное лицо управления, отдела внутренних дел в районе, городе, районе в городе, принявшее заявление, составляет справку о наличии либо отсутствии оснований для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, которая вместе с заявлением и приобщенными к нему документами заявителя направляется в ГУВД, УВД.

ГУВД, УВД выносят мотивированное заключение о приобретении лицом гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации либо об отклонении заявления по данному вопросу.

12.5. Порядок принятия решений по вопросам
утраты гражданства Республики Беларусь

Регистрация утраты гражданства Республики Беларусь вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства осуществляется как по личному заявлению лица, так и по инициативе органов внутренних дел или органов дипломатической службы.

При документальном подтверждении факта поступления гражданина Республики Беларусь на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства органы внутренних дел или органы дипломатической службы проводят проверку на предмет возможного наличия оснований, препятствующих прекращению гражданства Республики Беларусь, и в случае их отсутствия выносят заключение об утрате гражданства Республики Беларусь.

Органы внутренних дел или органы дипломатической службы уведомляют лиц о регистрации утраты ими гражданства Республики Беларусь и принимают необходимые меры по изъятию у них документов, удостоверявших гражданство Республики Беларусь.

12.6. Порядок отмены решений по вопросам гражданства. Исполнение решений по вопросам гражданства

Решение по вопросам гражданства Республики Беларусь может быть отменено, если в течение семи лет со дня его принятия будет установлено, что оно было принято на основании заведомо ложных сведений или подложных документов.

Заключения МВД и МИДа с предложениями об отмене решения по вопросам гражданства Республики Беларусь, принятого Президентом Республики Беларусь представляются в Комиссию, которая по результатам их рассмотрения вносит предложения Президенту Республики Беларусь для принятия соответствующего решения в форме указа.

Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства Республики Беларусь направляются на исполнение в МВД или МИД.

Обжалование решений государственных органов и действий должностных лиц по вопросам гражданства

Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд, который рассматривает дела в качестве суда первой инстанции. Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под основами правового положения личности?

2. Назовите конституционные принципы правового положения личности.

3. Что такое гражданство?

4. Какими правовыми актами регулируются вопросы гражданства в Республике Беларусь?

5. В чем суть лишения гражданства, предусмотрено ли оно законодательством Республики Беларусь?

6. Назовите принципы гражданства.

7. Перечислите требования, предъявляемые к лицу, желающему получить гражданство Республики Беларусь.

8. Назовите основания для прекращения гражданства Республики Беларусь.

9. В каких случаях прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается?

Тема 13. Правовое положение иностранных граждан
и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Основные понятия: иностранный гражданин; лицо без гражданства; многогражданство; правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства; право убежища; беженцы; депортация (выдворение); иммиграция; иммигрант; иммиграционная виза; вид на жительство; иммиграционная квота; приглашение (вызов).

13.1. Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства. Основания и порядок их въезда и выезда из Республики Беларусь

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Правовой статус указанных категорий лиц определяется Конституцией, Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993г. (в ред. Закона от 19.07.2005) «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», другими нормативными актами. Правовое положение иностранцев может определяться также на основании международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь.

В законодательных актах Республики Беларусь применяется термин «иностранец», под которым понимаются как иностранные граждане, так и лица без гражданства. В таком же значении этот термин следует понимать и применительно к данной теме (где он используется).

Иностранец может въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь по паспорту или иному документу, его заменяющему, предназначенному для выезда за границу при наличии визы разрешения, предоставляющего иностранцу право на пересечение Государственной границы Республики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда через территорию Республики Беларусь в течение срока, указанного в данном разрешении.

Президент Республики Беларусь вправе устанавливать безвизовый порядок въезда иностранцев в Республику Беларусь и их выезда из Республики Беларусь.

Визы выдаются иностранцам дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь, Министерством иностранных дел, органами внутренних дел.

Иностранец при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется должностному лицу Пограничных войск Республики Беларусь в пункте пропуска через Государственную границу. При выезде из Республики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничных войск в пункте пропуска через Государственную границу.

Законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь могут быть установлены категории иностранцев, которые не заполняют миграционных карт.

Миграционная карта – документ, содержащий сведения об иностранце, въезжающем в Республику Беларусь и выезжающем из Республики Беларусь, и служащий для контроля за его временным пребыванием или временным проживанием в Республике Беларусь.

Иностранцу отказывается в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, если он:

– сообщил о себе ложные сведения, не представил необходимые документы либо представил подложные, поддельные или недействительные документы;

– включен в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;

– имеются сведения, что иностранец имеет отношение к террористической, экстремистской, контрабандной и иной деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь; незаконной торговле оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами; незаконному обороту наркотических средств;

– осужден за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, и судимость не снята или не погашена;

– не может подтвердить наличие средств, необходимых для покрытия расходов по его пребыванию в Республике Беларусь и выезду из Республики Беларусь.

– в иных случаях, в соответствии с Законом.

Органы, принявшие решения об отказе в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь, об отказе во въезде в Республику Беларусь или об аннулировании визы для въезда в Республику Беларусь, не обязаны информировать иностранца о причинах и основаниях принятия таких решений.

Иностранцу отказывается в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь или в выезде из Республики Беларусь, если он:

– является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, – до прекращения производства по делу или вступления в законную силу приговора суда по этому делу;

– осужден в Республике Беларусь за совершенное преступление, – до исполнения наказания или освобождения от наказания;

– не выполнил имущественных, налоговых или иных обязательств перед Республикой Беларусь, физическими и юридическими лицами, – до исполнения этих обязательств;

– в иных случаях, в соответствии с Законом.

Иностранец, прибывший в Республику Беларусь, обязан в течение трех суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, объявленных нерабочими, зарегистрироваться в органе регистрации по месту проживания.

Иностранцы обязаны проживать в Республике Беларусь только по тому месту жительства, по которому они зарегистрированы в соответствующих органах, за исключением глав и сотрудников иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, членов их семей, а также некоторых иных категорий иностранцев, указанных в Законе.

В органах внутренних дел регистрируются иностранцы, за исключением тех, кто в соответствии с Законом регистрируется в гостиницах и в Министерстве иностранных дел.

В гостиницах регистрируются все проживающие в них иностранцы.

После регистрации иностранца администрация гостиницы направляет в орган внутренних дел по месту расположения гостиницы информацию об иностранце, прошедшем регистрацию.

В Министерстве иностранных дел регистрируются:

– главы и сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, сотрудники аппарата военных атташе, сотрудники торговых представительств иностранных государств в Республике Беларусь, а также члены их семей, гости глав и сотрудников иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, если эти гости проживают в их резиденциях либо на территории названных представительств и учреждений;

– сотрудники представительств международных организаций в Республике Беларусь, которые, согласно уставным документам этих организаций либо соответствующим международным договорам, пользуются привилегиями и иммунитетами, а также члены их семей.

В Республике Беларусь не подлежат регистрации:

– главы государств и правительств иностранных государств, главы и члены парламентских, правительственных и иных официальных делегаций, технический персонал этих делегаций и иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь по приглашениям Президента Республики Беларусь, палат Национального собрания, Совета Министров, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Комитета государственного контроля, Прокуратуры, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также члены их семей;

– иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь по паспортам, выданным Организацией Объединенных Наций;

– иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь на выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, или на срок до трех суток в обычные дни;

– члены экипажей иностранных военных самолетов, прибывшие в Республику Беларусь в установленном порядке;

– иностранцы, входящие в состав экипажей гражданских воздушных судов международных авиалиний, бригад поездов международного железнодорожного сообщения;

– иностранцы, входящие в состав экипажей иностранных автотранспортных средств и средств речного транспорта, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении.

13.2. Категории иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь

Иностранцы могут временно пребывать, временно и постоянно проживать в Республике Беларусь. Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца определяется сроком действия выданной ему визы и не может превышать девяноста суток в год.

Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца может быть продлен или сокращен в случае изменения или утраты оснований, по которым иностранцу был разрешен въезд в Республику Беларусь.

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам, прибывшим в Республику Беларусь на срок более девяноста суток в год:

– для обучения в учреждениях образования Республики Беларусь – на срок учебы, но не более одного года;

– к супругу (супруге), близким родственникам, которые являются гражданами Республики Беларусь и постоянно проживают в Республике Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года;

– для занятия трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь – на срок пребывания, но не более одного года;

– если они обратились с ходатайством о признании их беженцами или предоставлении им убежища в Республике Беларусь либо подали заявление о выдаче им разрешения на постоянное проживание – на срок рассмотрения их ходатайства или заявления;

– по иным основаниям, предусмотренным законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

Разрешение на временное проживание аннулируется:

– если при представлении документов иностранец сообщил о себе ложные сведения, не представил необходимые документы либо представил поддельные или недействительные документы;

– если иностранец выехал из Республики Беларусь в иностранное государство на постоянное проживание;

– в случае депортации или высылки иностранца;

– в случае утраты оснований, в соответствии с которыми было принято решение о выдаче иностранцу разрешения на временное проживание;

– в иных случаях в соответствии с Законом.

Разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:

– являются супругами, близкими родственниками граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

– заключили брак с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

– признаны беженцами или являются лицами, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь;

– имеют право на воссоединение семьи;

– прожили на законных основаниях в Республике Беларусь последние семь и более лет;

– являются работниками и специалистами, в которых нуждается Республика Беларусь;

– инвестировали не менее ста пятидесяти тысяч евро в экономику Республики Беларусь или в реализацию конкретных государственных программ Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное проживание может быть выдано иным иностранцам на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В целях государственного регулирования процесса въезда иностранцев на постоянное проживание в Республику Беларусь Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать иммиграционную квоту, которая определяется для каждого государства отдельно.

Президент Республики Беларусь может принимать решение о допуске иностранцев на постоянное проживание в Республику Беларусь сверх установленной иммиграционной квоты.

Разрешение на постоянное проживание аннулируется:

– если установлены основания, по которым иностранцу должно было быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь;

– если брак, заключенный иностранцем с гражданином Республики Беларусь или иностранцем, постоянно проживающими в Республике Беларусь, и послуживший основанием для выдачи разрешения на постоянное проживание, признан недействительным;

– если при представлении документов иностранец сообщил о себе ложные сведения, не представил необходимые документы либо представил подложные, поддельные или недействительные документы;

– если иностранец выехал из Республики Беларусь в иностранное государство на постоянное проживание;

– если иностранец получил разрешение на постоянное проживание в иностранном государстве.

В случае если разрешение на постоянное проживание, выданное иностранцу, аннулировано и не имеется других оснований для его пребывания в Республике Беларусь, иностранец обязан выехать из Республики Беларусь в течение тридцати суток.

Решение о выдаче разрешения на постоянное проживание иностранцам, об отказе в его выдаче либо об аннулировании (в зависимости от категорий иностранцев, указанных в Законе) принимается территориальным органом внутренних дел либо Министерством внутренних дел.

Иностранцам, получившим разрешение на постоянное проживание, выдается вид на жительстводокумент, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства и подтверждающий получение иностранцем разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

13.3. Основные права, свободы, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства. Право убежища

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 11), иным законодательством иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Задержанные или арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны быть безотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания или ареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Орган, задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом в Министерство иностранных дел для информирования о случившемся дипломатического представительства или консульского учреждения государства принадлежности либо обычного места жительства задержанного или арестованного иностранца.

Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, определяются законами и международными договорами Республики Беларусь. Они имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений.

Иностранцам, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, медицинская помощь оказывается на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь.

Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на основании договоров об обучении, заключенных с учреждениями образования или научными организациями Республики Беларусь.

Ограничения прав и свобод иностранцев могут устанавливаться только в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

– избирать и быть избранными в выборные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах (за исключением граждан Российской Федерации, которые имеют право избирать в местные Советы депутатов на основании международного договора);

– занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь;

– исполнять на территории Республики Беларусь всеобщую воинскую обязанность.

В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общественные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: