Тема 6. Задачи и содержание воспитания (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика задач воспитания на современном этапе.

2. Основные направления в содержании современного воспитания.

3. Базовая культура личности, ее компоненты.

Задания

1. В чем вы видите причины нравственной запущенности детей? Каковы меры их устранения?

2. Стало хрестоматийным утверждение А.С. Макаренко, что «личность не воспитывается по частям». С чем, в таком случае, связано стремление воспитателей специально выделять физическое, нравственное, умственное, эстетическое, экологическое, экономическое, политическое и другие направления воспитания?

3. Покажите роль и место гражданского воспитания молодежи в формировании базовой культуры личности.

4. В.А. Сухомлинский писал: «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, а не готовым человеком». Справедливо ли это утверждение выдающегося педагога? Приведите свои аргументы.

5. Из перечисленных ниже утверждений выберите то, которое, на ваш взгляд, точнее всего определяет представление о результатах воспитания, или возразите, сформулируйте свою позицию.

• «Результат воспитания - в умении и желании человека быть внутренне свободным, в умении найти себя в жизни, в умении окружить себя любимыми и любящими людьми».

• «Измерить результаты воспитания нельзя, но можно - заметить. И исключительно по жизни нашего воспитанника вне школы».

• «Воспитывает все, а вот увидеть результаты воспитания действительно могут лишь родители сегодняшних учеников, причем лет через пятьдесят, или люди, которые будут жить рядом и нуждаться в помощи. По большому счету, это и есть мера измерения воспитанности».

• «Воспитать - это значит сформировать у ребенка совесть. Совесть - не орган внешнего контроля, а орган, согласующий человека с людьми и с самим собой».

• «Настоящая воспитанность проявляется в повседневной жизни, в семье, в рабочем общении - там, где не надо «изображать из себя», и человек виден таким, каков он есть».

• «Тот, кто предъявляет себя окружающим как «хорошо воспитанный человек», как раз и демонстрирует подлинную невоспитанность».

• «Главный признак воспитанности - нравственная надежность человека. Про такого говорят: «порядочный человек»».

6. Разработайте примерную тематику классных часов с учетом возраста учащихся:

а) по нравственному воспитанию;

б) пропаганде здорового образа жизни;

в) формированию культуры общения;

г) подготовке к сознательному выбору профессии и др.

Информация для размышления

Можно ли рассчитывать на разностороннее развитие ребенка, если семья не сотрудничает со школой, если физическое воспитание не сочетается с умственным и нравственным, если телевидение исключает книгу, а правила общежития не закрепляются в практике родительского дома, приятельской компании, школьного быта? Одно обогащается и усиливается другим. Если развитие ребенка происходит только в семье (сегодня чаще всего малодетной), то может вырасти эгоист, если воспитывает только школа, то - образованный хам, если доминирует физическая сила – результатом будет тупой «качок», если только интеллект – «бледная немочь». Плохо человеку без сочетания необходимого! Как вы полагаете, что объединяет различные социальные факторы в систему? Она возникает «сама по себе» или создается обществом, государством? Человек в системе – объект ее влияний или субъект ее существования и развития?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: