Исследования институциональных процессов

Исследователи деятельности Конгресса детально проанализировали вопрос о том, какое влияние процедуры высшей законодательной власти оказывают на политические результаты в целом и налоговую политику в частности. В их работах в центре внимания обычно находится не столько бюджетный дефи­цит, сколько уровень расходов. На деле такого рода модели носят скорее статичный, чем динамичный характер. В одном из наиболее серьезных иссле­дований этого вопроса Б. Вейнгаст, К. Шепсл и К. Джонсен доказывают, что представители органов законодательной власти, избранные по территориаль­ным округам, обычно преувеличивают значение государственных проектов в своих округах при соотнесении их с затрачиваемыми на их реализацию обще­национальными средствами (Weingast, Shepsle, Johnsen, 1981). Следствием этого является чрезмерное финансирование государственных проектов20.

Очевидно, что законодательные процедуры влияют на получаемые резуль­таты. Чтобы применить подходы этих типично «американских» исследований к изучению проблемы государственного долга в промышленно развитых стра­нах, следует затронуть три основных вопроса. Первый из них заключается в том, что для правильных выводов при рассмотрении не только уровня расхо­дов, но и баланса бюджета, формальные модели должны обязательно учиты­вать динамику происходящих процессов. Во-вторых, американские модели фокусируют внимание на государственных проектах, осуществляемых по терри-

20 В большом числе исследований, которым мы в этой работе не можем уделить должное внимание, рассматривается вопрос о том, как Конгресс и его законодательные процедуры влияют на суть рассматриваемых проблем. Для первого знакомства с этим кругом вопросов см.: Kiev/let, McCubbins, 1991.

ториальному принципу на условиях льготного финансирования, но на самом деле в странах-членах ОЭСР все более значительная доля государственного бюджета уходит на реализацию чисто перераспределительных программ. В-третьих, необходимо принимать во внимание роль различных электоральных систем и других законодательных институтов в разных странах. Исследования в этой области находятся в начальной стадии, однако, на наш взгляд, явля­ются многообещающими. Это подтверждается другими изысканиями, свиде­тельствующими о том, что конкретные положения об ограничении долга, содержащиеся в конституциях, отражаются на той скорости, с которой пра­вительства реагируют на финансовые потрясения (Alt, Lowry, 1994; Poterba, 1994). Более важным в данном случае является то, что это служит еще одним подтверждением прямой связи между изучением институтов и политическими исследованиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: