Кроме лекций и семинаров к активной форме самостоятельной работы относится и систематическая работа над учебником, учебным пособием или курсом лекций. Но здесь в полной мере не раскрываются творческие способности и возможности студента. В значительной степени в силу естественной познавательной необходимости студенту приходится следовать логике учебника-учителя. Кроме этого, идет необходимый процесс накопления знаний, познания нового, неизвестного, постоянное знакомство с новыми понятиями, определе-
ниями, категориями. Здесь большая нагрузка падает на «моторную» память, на процесс запоминания прочитанного.
В процессе исследования тематического материала контрольной работы студент прежде всего углубляется в разнообразную литературу по определенной теме и сразу иными глазами смотрит на учебник, который не дает и не может раскрыть всей сложности проблем. Автору контрольной работы сразу хочется выйти за рамки учебника. Начинается знакомство не только с научно-популярной, но и с научной литературой. В итоге встает проблема творческого выбора, определения своей позиции, возможно, возникает желание высказать и свои мысли, суждения, соображения.
|
|
Творческая работа над контрольной работой имеет несколько этапов. На первом этапе происходит первоначальное ознакомление с литературой (возможно, с двумя-тремя статьями из научных и научно-популярных журналов). Это - этап вхождения в тему (проблему), накопления и осмысления знаний. Он завершается составлением плана и структуры контрольной работы для его написания. Часто это бывает план-черновик, который затем уточняется и конкретизируется.
Второй этап носит поисковый характер. Прибегая к новой, дополнительной литературе, автор контрольной работы ищет ответы на вопросы своего плана. На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, но они носят уже более осознанный характер, сопровождаемый комментариями, своими суждениями. Это уже заготовка материала для написания контрольной работы. На этом этапе завершается работа над планом и его структурой.
И, наконец, третий, самый ответственный этап - написание самой контрольной работы по разработанному плану. Написанный текст подвергается авторской редакции. Здесь автор контрольной работы приобретает очень ценное качество: излагать грамотно, логически связно и непротиворечиво, своими словами, то есть попытаться формировать свой стиль изложения материала, свою логику мышления. Написанная контрольная работа должна быть правильно оформлена: к каждой цитате указывается источник по установленным прави-
лам, работа разбивается на параграфы с соответствующими заголовками, в начале работы дается план, а в конце - библиография, то есть список использованной литературы.
Написание контрольной работы особенно важно для студентов заочной формы обучения, не только потому, что это требование учебного плана, но и в силу необходимой связи с соответствующей кафедрой. Такая связь позволяет студенту своевременно получить необходимую помощь, а кафедре дает возможность лучше контролировать самостоятельную работу студентов-заочников.