Некоторые общие аспекты китайской медицины

В поле зрения китайской философии и медицины находится жизнь и ее закономерности, которые укладываются в два фундаментальных понятия: полярность и ритм. Они существуют только вместе и вместе поддерживают мистерию жизни.

Принципу полярности, согласно древней натурфилософии Китая, подчинены все жизненные процессы четырех царств природы (минерального, растительного, животного и человека). Принципы полярности относятся и к взаимному существованию в пределах человеческого общества.

Это понятие полярности существует во всех мировоззренческих и философских учениях, отражающих законы диалектики и борьбы противоположностей. Полярность обеспечивает жизнь всего сущего на планете, формируя два главных процесса: созидания и разрушения, без которых немыслима жизнь.

Для того чтобы понять механизм взаимодействия полярностей как двух сил, упорядоченных в единое целое, можно привести в качестве примера систему ритмических процессов, имеющих жизненно важное значение для человека, это дыхание и сердечная деятельность - жизнь равнозначна этим двум процессам. Любое нарушение ритмических процессов в организме может привести к поломке всей системы в зависимости от серьезности этих нарушений.

Например, сердечный инфаркт является следствием ритмических нарушений. Изменения процессов бодрствования и сна, связанные с посменной формой работы, весьма серьезно сказываются на всех биофизических и физиологических процессах организма. По мнению Ф. Крамера, “ритмы являются выражением жизни, дающим полярностям возможность обмена”.

Для понятия полярности как двух сил, которые реализуют себя только благодаря наличию антагонизма, китайские мыслители употребляют понятие Инь-Ян, а символом, отражающим их совместное существование, является Монада.

Здесь следует помнить, что для древнекитайских мыслителей понятие “противоположность” означает не категорию, которая может существовать или быть реализована самостоятельно, а принцип, обеспечивающий единство. Смена полюсов и наличие одной полярности в другой весьма выразительно отражены в Монаде.

Согласно основному принципу древнекитайской философии, нет чистого Инь, равно как и чистого Ян. Следует признать этот факт достаточно объективным, т.к. действительно нет ничего абсолютного в мире.

В сущности, Инь и Ян обозначают полюса, формирующие особую целостность, которая поддерживается за счет их взаимодействия. В этом аспекте более близким нам примером является тело человека.

Таким образом, понятия Инь и Ян соединяют, на первый взгляд, кажущиеся противоположности, например:

Ян

Инь

Мужчина

Женщина

Белый

Черный

Красный

Синий

Тепло

Холод

Свет

Тьма

Юг

Север

День

Ночь

Из этих примеров становится очевидным, что полюса Инь-Ян выражают те полярные силы, которые возникают и затем действуют между ними. Например, силы магнетизма, существующие между северным и южным полюсом, и эти же силы обеспечивают притяжение полов после их разделения.

Благодаря электромагнитным силам, действующим между принципами Инь-Ян, возникает взаимодействие, реализующее определенные цели и задачи, которые не в состоянии решить каждый из них в отдельности.

Например, рождение детей. Совершенно ясно, что в одиночку мужчина и женщина не могут воспроизвести потомство. В астрологии это Солнце - Ян, Луна - Инь = Меркурию Дэн. Отец + Мать = Дитя. Следовательно, ни один процесс во Вселенной не может существовать без этих двух взаимодополняющих и вместе с тем антагонистических начал.

Между любыми антагонистическими принципами возникает поле напряжения, подверженное постоянным изменениям. Это поле оказывает влияние в Космосе как на движение звезд и все планетарные процессы, так и на жизненный путь человека, на течение болезней, циркуляцию энергии и крови по меридианам и т. д.

Ритмы, обеспечивающие полярностям возможность обмена, движения и превращения, являются выражением жизни. Более подробно на законе “Ритма” мы остановимся при интерпретации системы У-син. Китайская классическая “Книга Перемен” (И-Цзин) символизирует прямой чертой “—” Ян - Небо, прерванной “■“ Инь, в их взаимодействии рождается третье начало, сотворенное по образу и подобию первых двух - Человек. Это трио образует восемь сочетаний, называемых триграммами “Багуа”. Из этих триграмм составляют фигуры по шесть черт - гексаграммы, имеющие 64 возможные комбинации.

64 гексаграммы “Книги Перемен” отражают ритмы самых сложных взаимоотношений и процессов. К наиболее важным ритмическим процессам, протекающим в организме человека, относятся: дыхание, пульс, сердечная деятельность, выделение пищеварительных секретов, гормонов, ритм работы мозга. В природе с ними коррелируют: смена дня и ночи, сезоны года, в соответствии с которыми меняется активность функциональных систем организма.

Для древнекитайского врача здоровье равнозначно гармоничной уравновешенности Инь-Ян, а болезнь, соответственно, - результат расстройства в обмене этих полярностей как внутри, так и за пределами организма.

Подход к человеческому организму исключает представление о нем, как о фрагментарной системе, состоящей из множества органов и клеток. Представление китайского врача о человеческом теле основано на целостности и взаимодействии. Рождение и смерть, согласно принципам Инь- Ян, составляют два полюса жизни, существование которых немыслимо друг без друга. Поддержание их баланса заключается в гармонии воссоздающих и разрушающих процессов, а также в регулировании их динамики и движения. Утрата здоровья происходит тогда, когда один из этих процессов берет перевес над другим. И такой перевес, приводящий к дисбалансу, считался серьезным просчетом китайского врача. Соответственно, и лечение для китайского врача заключалось в преодолении болезни путем обеспечивания гармонии всех сил - энергий организма, его тела и духа.

И что весьма ценно в китайской медицине, это восприятие человека вместе с окружающей средой, для чего, естественно, было необходимо знание особенностей этой среды. Поэтому неудивительно, что древнекитайский врач обязан был быть философом, естествоиспытателем, знать не только врачебную науку, но и законы Неба и Земли, их ритмы и влияние на человека.

В древнем Китае врач, пользующий императора, вознаграждался за свои труды в том случае, если император был здоров, и утрачивал вознаграждение, если император заболевал. О чем это говорит? Прежде всего - о преимуществах профилактической медицины перед медициной драматической. И далее следует логическое заключение: китайские врачи были осведомлены о всех механизмах, позволяющих предупредить развитие любых патологических сенсаций.

И, следовательно, древнекитайского врача интересовали основные параметры здоровья, их динамика, функция, изменение в рамках той нормы, которая была предусмотрена уровнем китайской медицины и сформировалась в соответствии с особенностями Эпохи.

При использовании китайской медицины, а также при ее сочетании с другими видами лечения вспоминается имя мифического китайского императора Шень-Нуна, который приблизительно в 3218 году до н. э. написал книгу, посвященную проблемам медицины. Утверждают, что положения, изложенные в этой книге, лежат в основе как главных современных открытий в медицине, так и составят основные принципы медицины будущего. Глубокое знакомство с теоретическими основами Восточной медицины, а также практическое адаптированное применение ее к современным условиям делают меня горячей сторонницей этой медицины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: