Приборы измерения и контроля загрязняющих веществ

К настоящему времени в России и в мире разработано большое количество разнообразных приборов контроля со­стояния окружающей среды. Ниже дано описание наибо­лее употребляемых в практике экологических приборов. Несмотря на то что предлагаемая автором классификация не претендует на их полный охват, она соответствует целям настоящего учебника и позволяет ориентироваться в большом многообразии экологического оборудования. Классификация проведена по следующим признакам.

По видам изучаемой среды:

— приборы для измерения концентрации вредных ве­
ществ в атмосфере (газоанализаторы различного типа,
хроматографы, динамические масс-спектрометры);

— приборы определения качества воды (фотоэлектро-
калориметры, ионометры, рефрактометры);

— приборы для исследования состояния почвы и твер­
дых веществ (спектрометры, флуорометры, радиометры).

По методам получения информации:

— химический (реактивы и оборудование стационарных
химических лабораторий, так называемая мокрая химия);

— физико-химический;

— оптический (спектрофотометры, фотоэлектрокало-
риметры, ионометры);

— электрохимический (ионометры, кондуктометры,
полярографы);

— хроматографический (жидкостные и газовые хрома­
тографы и различные хроматографические колонки);

— физический;

— радиометрический;

— электромагнитный;

— масс-спектрографический;

— шумометрический.


По условиям применения приборов:

— стационарные (приборы атомного и молекулярного
спектрального анализа, хроматографы). Это прецизион­
ные приборы, они требуют специальных условий для ра­
боты и специальной подготовки обслуживающего персо­
нала;

— переносные приборы экологического контроля (ча­
ще всего они называются приборами экспресс-анализа и
используются, в частности, в передвижных экологических
лабораториях). Эти приборы (радиометры, нитратомеры,
комплекты для качественного анализа воды и почвы)
имеют невысокую точность, но вполне применимы для
проведения простейших экологических работ.

По учебно-производственному принципу (наиболее важ­ному, с точки зрения автора):

— приборы 1-го (учебно-практического) уровня. Их це­
лесообразно применять в работе школьных экологических
кружков и экспедиций. В частности, можно рекомендо­
вать: дозиметр «Белла», нитратомеры ЭБИК/МОРИОН,
анализатор качества почвы «АП-Дельта», комплект при­
боров КИ, газоанализатор УГ-2, комплект приборов для
анализа качества воды «Пчелка-У» с чеками, а также
биолюминометр «Биотоке». Эти приборы достаточно
дешевы;

— приборы 2-го (учебно-профессионального) уровня
(основной уровень). Эти приборы должны знать выпуск­
ники учреждений среднего профессионального образова­
ния по специальности «техник-эколог» и в меньшей сте­
пени — по специальности «лаборант-эколог»;

— приборы 3-го (профессионального) уровня. Это при­
боры, применяемые в промышленности, службах Сан-
эпиднадзора и в науке. Это приборы дорогостоящие, и
для их обслуживания нужны специально подготовленные
кадры. Однако, по нашему мнению, техник-эколог дол­
жен знать о таких новых, точных, снабженных компью­
терами приборах, как атомный спектрофотометр, стати­
ческий масс-спектрограф и пламенный спектрофотометр.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: