К настоящему времени в России и в мире разработано большое количество разнообразных приборов контроля состояния окружающей среды. Ниже дано описание наиболее употребляемых в практике экологических приборов. Несмотря на то что предлагаемая автором классификация не претендует на их полный охват, она соответствует целям настоящего учебника и позволяет ориентироваться в большом многообразии экологического оборудования. Классификация проведена по следующим признакам.
По видам изучаемой среды:
— приборы для измерения концентрации вредных ве
ществ в атмосфере (газоанализаторы различного типа,
хроматографы, динамические масс-спектрометры);
— приборы определения качества воды (фотоэлектро-
калориметры, ионометры, рефрактометры);
— приборы для исследования состояния почвы и твер
дых веществ (спектрометры, флуорометры, радиометры).
По методам получения информации:
— химический (реактивы и оборудование стационарных
химических лабораторий, так называемая мокрая химия);
|
|
— физико-химический;
— оптический (спектрофотометры, фотоэлектрокало-
риметры, ионометры);
— электрохимический (ионометры, кондуктометры,
полярографы);
— хроматографический (жидкостные и газовые хрома
тографы и различные хроматографические колонки);
— физический;
— радиометрический;
— электромагнитный;
— масс-спектрографический;
— шумометрический.
По условиям применения приборов:
— стационарные (приборы атомного и молекулярного
спектрального анализа, хроматографы). Это прецизион
ные приборы, они требуют специальных условий для ра
боты и специальной подготовки обслуживающего персо
нала;
— переносные приборы экологического контроля (ча
ще всего они называются приборами экспресс-анализа и
используются, в частности, в передвижных экологических
лабораториях). Эти приборы (радиометры, нитратомеры,
комплекты для качественного анализа воды и почвы)
имеют невысокую точность, но вполне применимы для
проведения простейших экологических работ.
По учебно-производственному принципу (наиболее важному, с точки зрения автора):
— приборы 1-го (учебно-практического) уровня. Их це
лесообразно применять в работе школьных экологических
кружков и экспедиций. В частности, можно рекомендо
вать: дозиметр «Белла», нитратомеры ЭБИК/МОРИОН,
анализатор качества почвы «АП-Дельта», комплект при
боров КИ, газоанализатор УГ-2, комплект приборов для
анализа качества воды «Пчелка-У» с чеками, а также
биолюминометр «Биотоке». Эти приборы достаточно
дешевы;
— приборы 2-го (учебно-профессионального) уровня
(основной уровень). Эти приборы должны знать выпуск
ники учреждений среднего профессионального образова
ния по специальности «техник-эколог» и в меньшей сте
пени — по специальности «лаборант-эколог»;
|
|
— приборы 3-го (профессионального) уровня. Это при
боры, применяемые в промышленности, службах Сан-
эпиднадзора и в науке. Это приборы дорогостоящие, и
для их обслуживания нужны специально подготовленные
кадры. Однако, по нашему мнению, техник-эколог дол
жен знать о таких новых, точных, снабженных компью
терами приборах, как атомный спектрофотометр, стати
ческий масс-спектрограф и пламенный спектрофотометр.