Науки о языке

Словообразование – это сфера языка и само­стоятельный раздел языкознания. Словообразование тесно связано, с одной стороны, с лекси­кой (как источник пополнения языка но­выми словами), с другой - с грамматикой, прежде всего с морфологией, с которой его сближает как общность морфемного механизма, так и многообразные прояв­ления взаимозависимости морфологических и словообразовательных характе­ристик слов. Для русской грамматической традиции характерно включение раздела «Словообразование» в описательные грамматики. Словообразование при этом рассматривается как система по­строения и образования слов определённых частей речи, мотивированных словами определённых частей речи.

Словообразование - это

1) образо­вание слова на базе другого однокоренного слова (или слов), которым оно мотиви­ровано (т.е. выводится из него по смыс­лу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку.

Например, аффик­сов:

стол - стол-ик

петь - за-петъ

дом - без-дом-н-ый

пять этажей - пят-и-этажн-ый);

один из важнейших путей пополнения словарного состава языка новыми словами;

2) раздел языкознания, изучающий такие мотивированные слова (называемые так­же производными): учение об их строении и о средствах, используемых для образо­вания новых слов.

Словообразовательная структура кон­кретных производных слов, как и система словообразовательных средств, присущих языку в целом, исторически изменяется. В связи с этим следует различать диахронное и синхронное словообразование.

Диахронное словообразование изучает пути возникновения производ­ных слов в различные периоды развития языка и их первоначальную (этимологи­ческую) словообразовательную структуру, а также исторические изменения словообразовательной структуры слов.

Син­хронное словообразование изучает систему слово­образовательных средств, присущих язы­ку на данном этапе его развития (напр., современному языку), и структуру слов, опреде­ляемую их синхронными (существующи­ми на данном этапе развития языка) мотивационными отношениями с други­ми однокоренными словами. Синхронная словообразовательная структура слова может совпадать с его первоначальной словообразовательной структурой.

Например:

дом - домик

или не совпадать с ней.

Так, слова путник и цветник историче­ски образованы с помощью суффикса -ик от прил. путный и цветной (др.- рус. путьныи, цвътьныи), имевших в древности соответственно значения «относя­щийся к пути или путешествию» и «по­крытый цветами» (ныне утраченные); в современном же языке эти слова мо­тивированы только существительными (путь, цветы) и в них выделяется суф­фикс - ник.

Диалектическая связь между синхрон­ным и диахронным словообразованием состоит в том, что на каждом этапе развития языка для воз­никновения новых слов по образцу (моде­ли) тех или иных ранее образованных (старых) слов существенна не первона­чальная словообразовательная структура этих старых слов, а их синхронная слово­образовательная структура. Так, в современном русском языке в существительных, мотиви­рованных существительными, высоко про­дуктивен суффикс –ник, представляю­щий собой исторически соединение суф­фикса относительных прилагательных -н- с суффиксом существительных -ик; суффикс этот появился в таких словах, как путник или цветник, синхронная словообразовательная структура которых, уже не совпадающая с первоначальной, послужила впоследствии образцом для возникновения других слов с суффиксом -ник прямо от основ существительных.

Например:

коровник

градусник

Центральным понятием синхронного словообразования является понятие словообразо­вательной мотивации. Отно­шения мотивации устанавливаются меж­ду двумя однокоренными словами, одно из которых синхронически является с фор­мальной и семантической точек зрения первичным, мотивирующим, исходным, а другое - вторичным, мотивированным, выводимым из него. Мотивированное слово - обычно более сложное по струк­туре основы, содержащей больше морфов, чем основа мотивирующего слова. Всякое мотивированное слово бинарно (двучленно): оно состоит из двух частей - мотивирующей основы и форманта. Пер­вая - та часть, которая является у него об­щей с мотивирующим словом (с учётом возможных морфонологических видоиз­менений, например, чередований), вторая - та, которая отличает его от мотивирующего слова. Например, в словах головка и водичка мотивирующая основа соответственно голов- (совпадающая с основой мотиви­рующего слова голова) и водич- (отличаю­щаяся от основы мотивирующего водица только чередованием ц - ч); формант в обоих случаях - суффикс -к(а). Сло­ва, мотивированные более чем одним сло­вом, содержат сложную, комплексную мотивирующую основу, состоящую из двух (или более) простых мотивирующих основ; напр., в слове мор-е-плава-тель сложная мотивирующая основа - мор-... плава- (основы мотивирующих слов море и плавать), а формант - интерфикс (соединительный аффикс) -е- и суффикс -тель.

Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности, представляет собой сл о вообразовательную цепочку.

Например:

учить - учитель-учительница

Исходное слово цепочки - немотивированное; каждое последующее слово отличается от предшествующего только одним формантом. Одно и то же слово может выступать по отношению к одному однокоренному слову как мотивированное, а к другому - как мотивирующее (так, учитель по отношению к глаголу учить - мотивированное слово, а по отношению к слову учительница - мотивирующее). Совокупность словообразовательных цепочек с одним и тем же исходным словом представляет собой слово­образовательное гнездо (см. глоссарий), определямое также как совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразо­вательной мотивации.

Различаются два вида анализа струк­туры словообразовательно мотивированных слов: морфемный анализ (иногда называемый также морфологическим, в школьной практике - анали­зом слов по составу) и словообра­зовательный анализ. Первый предполагает выделение всех составляю­щих слово (в данной его словоформе) морфов. Второй требует установления словообразовательной структуры слова как минимум - выделения мотивирую­щей основы и форманта (напр.: устарелость), как максимум - указания всех предшествующих звеньев словообразовательной цепочки.

Например, в «цепочечной» записи:

старый - стареть - устареть – устарелый -устарелость;

то же иног­да передаётся «скобочной» записью: {[у(стар-е)]л}ость

Основная единица классификации словообразовательной системы языка - словообразовательный тип. Это схема построения слов определимой части речи, характеризующаяся годностью трёх признаков:

а) части речи мотивирующих слов,

б) форманта,

в) словобразовательного значения.

Например, к одному словообразовательному типу относятся глаголы с суффиксом -ну(тъ), мотивированные глаголами и обозначающие однократность действия, названного мотивирующим глаголом: прыгать - прыгнуть, свистеть - свистнуть и т.п. При характеристике словообразовательных типов существенную роль играют такие их признаки, как продуктивность (способность служить образцом для производства новых слов) или непродуктивность; семантические и формальные видоизменения общей схемы построения слов данного типа; стилистическая окраска слов и сферы их употребления.

Словообразовательное значение понимается как обобщённое значение ряда мотивированных слов одним и тем же формантом, отличающее эти слова от их мотивирующих. Словообразовательные значения мотиви-рованных слов в русском языке многообразны. Среди них:

а) значения, состоящие в характеристике предмета или признака по его отношению к другому предмету или признаку.

Например:

предметно-характеризующее в существительных – названиях носителя признака (старыйстарик, синий - синяк),

агентивное в существительных-названиях производителя действия (читать - читатель, прыгать - прыгун),

относительное зна­чение прилагательных (вода - водный);

б) модификационные значения, представляющие собой дополнительный семантический компонент, добавляющийся к значению мотивирующего слова.

Например:

уменьшительное (дом - домик)

«женское» (мастер - мастерица)

начина­емое (петь - запеть);

в) транспози­ционное значение, сводящееся к наделению мотивированного слова грамматической семантикой части речи, отличной от части речи мотивирующего слова, без изменения других компонентов его значения.

Например:

ходитьходьба

красныйкраснота

смелый - смело;

г) носящее наиболее абстрактный характер соединительное значение - указание на связь простых основ в составе сложной основы.

Например:

ярко-жёлтый

западносибирский

Наиболее крупную, чем словообразовательный тип, единицу классификации представляет собой способ словообразования (о способах словообразования см. подробнее в 1.3).

1.1.3 Контрольные вопросы для закрепления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: