Словообразование – это сфера языка и самостоятельный раздел языкознания. Словообразование тесно связано, с одной стороны, с лексикой (как источник пополнения языка новыми словами), с другой - с грамматикой, прежде всего с морфологией, с которой его сближает как общность морфемного механизма, так и многообразные проявления взаимозависимости морфологических и словообразовательных характеристик слов. Для русской грамматической традиции характерно включение раздела «Словообразование» в описательные грамматики. Словообразование при этом рассматривается как система построения и образования слов определённых частей речи, мотивированных словами определённых частей речи.
Словообразование - это
1) образование слова на базе другого однокоренного слова (или слов), которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку.
Например, аффиксов:
стол - стол-ик
петь - за-петъ
дом - без-дом-н-ый
пять этажей - пят-и-этажн-ый);
|
|
один из важнейших путей пополнения словарного состава языка новыми словами;
2) раздел языкознания, изучающий такие мотивированные слова (называемые также производными): учение об их строении и о средствах, используемых для образования новых слов.
Словообразовательная структура конкретных производных слов, как и система словообразовательных средств, присущих языку в целом, исторически изменяется. В связи с этим следует различать диахронное и синхронное словообразование.
Диахронное словообразование изучает пути возникновения производных слов в различные периоды развития языка и их первоначальную (этимологическую) словообразовательную структуру, а также исторические изменения словообразовательной структуры слов.
Синхронное словообразование изучает систему словообразовательных средств, присущих языку на данном этапе его развития (напр., современному языку), и структуру слов, определяемую их синхронными (существующими на данном этапе развития языка) мотивационными отношениями с другими однокоренными словами. Синхронная словообразовательная структура слова может совпадать с его первоначальной словообразовательной структурой.
Например:
дом - домик
или не совпадать с ней.
Так, слова путник и цветник исторически образованы с помощью суффикса -ик от прил. путный и цветной (др.- рус. путьныи, цвътьныи), имевших в древности соответственно значения «относящийся к пути или путешествию» и «покрытый цветами» (ныне утраченные); в современном же языке эти слова мотивированы только существительными (путь, цветы) и в них выделяется суффикс - ник.
|
|
Диалектическая связь между синхронным и диахронным словообразованием состоит в том, что на каждом этапе развития языка для возникновения новых слов по образцу (модели) тех или иных ранее образованных (старых) слов существенна не первоначальная словообразовательная структура этих старых слов, а их синхронная словообразовательная структура. Так, в современном русском языке в существительных, мотивированных существительными, высоко продуктивен суффикс –ник, представляющий собой исторически соединение суффикса относительных прилагательных -н- с суффиксом существительных -ик; суффикс этот появился в таких словах, как путник или цветник, синхронная словообразовательная структура которых, уже не совпадающая с первоначальной, послужила впоследствии образцом для возникновения других слов с суффиксом -ник прямо от основ существительных.
Например:
коровник
градусник
Центральным понятием синхронного словообразования является понятие словообразовательной мотивации. Отношения мотивации устанавливаются между двумя однокоренными словами, одно из которых синхронически является с формальной и семантической точек зрения первичным, мотивирующим, исходным, а другое - вторичным, мотивированным, выводимым из него. Мотивированное слово - обычно более сложное по структуре основы, содержащей больше морфов, чем основа мотивирующего слова. Всякое мотивированное слово бинарно (двучленно): оно состоит из двух частей - мотивирующей основы и форманта. Первая - та часть, которая является у него общей с мотивирующим словом (с учётом возможных морфонологических видоизменений, например, чередований), вторая - та, которая отличает его от мотивирующего слова. Например, в словах головка и водичка мотивирующая основа соответственно голов- (совпадающая с основой мотивирующего слова голова) и водич- (отличающаяся от основы мотивирующего водица только чередованием ц - ч); формант в обоих случаях - суффикс -к(а). Слова, мотивированные более чем одним словом, содержат сложную, комплексную мотивирующую основу, состоящую из двух (или более) простых мотивирующих основ; напр., в слове мор-е-плава-тель сложная мотивирующая основа - мор-... плава- (основы мотивирующих слов море и плавать), а формант - интерфикс (соединительный аффикс) -е- и суффикс -тель.
Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности, представляет собой сл о вообразовательную цепочку.
Например:
учить - учитель-учительница
Исходное слово цепочки - немотивированное; каждое последующее слово отличается от предшествующего только одним формантом. Одно и то же слово может выступать по отношению к одному однокоренному слову как мотивированное, а к другому - как мотивирующее (так, учитель по отношению к глаголу учить - мотивированное слово, а по отношению к слову учительница - мотивирующее). Совокупность словообразовательных цепочек с одним и тем же исходным словом представляет собой словообразовательное гнездо (см. глоссарий), определямое также как совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации.
Различаются два вида анализа структуры словообразовательно мотивированных слов: морфемный анализ (иногда называемый также морфологическим, в школьной практике - анализом слов по составу) и словообразовательный анализ. Первый предполагает выделение всех составляющих слово (в данной его словоформе) морфов. Второй требует установления словообразовательной структуры слова как минимум - выделения мотивирующей основы и форманта (напр.: устарелость), как максимум - указания всех предшествующих звеньев словообразовательной цепочки.
|
|
Например, в «цепочечной» записи:
старый - стареть - устареть – устарелый -устарелость;
то же иногда передаётся «скобочной» записью: {[у(стар-е)]л}ость
Основная единица классификации словообразовательной системы языка - словообразовательный тип. Это схема построения слов определимой части речи, характеризующаяся годностью трёх признаков:
а) части речи мотивирующих слов,
б) форманта,
в) словобразовательного значения.
Например, к одному словообразовательному типу относятся глаголы с суффиксом -ну(тъ), мотивированные глаголами и обозначающие однократность действия, названного мотивирующим глаголом: прыгать - прыгнуть, свистеть - свистнуть и т.п. При характеристике словообразовательных типов существенную роль играют такие их признаки, как продуктивность (способность служить образцом для производства новых слов) или непродуктивность; семантические и формальные видоизменения общей схемы построения слов данного типа; стилистическая окраска слов и сферы их употребления.
Словообразовательное значение понимается как обобщённое значение ряда мотивированных слов одним и тем же формантом, отличающее эти слова от их мотивирующих. Словообразовательные значения мотиви-рованных слов в русском языке многообразны. Среди них:
а) значения, состоящие в характеристике предмета или признака по его отношению к другому предмету или признаку.
Например:
предметно-характеризующее в существительных – названиях носителя признака (старый – старик, синий - синяк),
агентивное в существительных-названиях производителя действия (читать - читатель, прыгать - прыгун),
относительное значение прилагательных (вода - водный);
б) модификационные значения, представляющие собой дополнительный семантический компонент, добавляющийся к значению мотивирующего слова.
Например:
уменьшительное (дом - домик)
«женское» (мастер - мастерица)
начинаемое (петь - запеть);
в) транспозиционное значение, сводящееся к наделению мотивированного слова грамматической семантикой части речи, отличной от части речи мотивирующего слова, без изменения других компонентов его значения.
|
|
Например:
ходить – ходьба
красный – краснота
смелый - смело;
г) носящее наиболее абстрактный характер соединительное значение - указание на связь простых основ в составе сложной основы.
Например:
ярко-жёлтый
западносибирский
Наиболее крупную, чем словообразовательный тип, единицу классификации представляет собой способ словообразования (о способах словообразования см. подробнее в 1.3).
1.1.3 Контрольные вопросы для закрепления