Но она легковыполнима (5.1-6)

В конце второй главы мы видим, что Арджуна находится в замешательстве, поскольку Кришна одновременно отметил как особо важное и развитие знания, и участие в битве. Арджуна сомневается, нужно ли ему сражаться, или ему следует отказаться от сражения и стремиться к знанию. Похожее замешательство возникает и в начале этой главы. Кришна на протяжении всей четвертой главы воздает хвалу трансцендентному знанию, но, тем не менее, заканчивает главу повелительным «встань и сражайся». В пятой главе Кришна разрешает эту дилемму, объясняя, что деятельность и отречение не являются взаимоисключающими.

Основная тема:

Нет ощутимой разницы между деятельностью с непривязанностью в карма-йоге и полным отречением от деятельности. Единственная разница состоит в том, что карма-йога легче и сокращает шансы падения. Поэтому этот путь лучше, так как он более безопасен.

Подпункты:

А. Хотя и отречение от деятельности, и деятельность с преданностью ведут к освобождению, рекомендуется деятельность с преданностью (5.2-3,6)

1. Бездействие не очищает сердце непосредственно; оно просто изолирует человека от материальной деятельности, и поэтому простого прекращения деятельности недостаточно для достижения освобождения.

2. Бездействие не может поддерживаться неопределенно долго, так как душа активна по своей природе. Не приняв прибежище в очищающей деятельности, человек вновь падет и займется кармической деятельностью.

3. Только действуя на уровне души, в сознании Кришны, человек сможет обрести знание о своем вечном положении освобожденной души.

Б. Отречение от деятельности может быть вызвано несовершеннством концепции отречения, что характерно для философии майавады.

1. Человек имеет опыт того, что всякая деятельность в материальном мире, в конечном счете, опутывает его сетью кармы. Поэтому он может прийти к выводу, что нужно прекратить всякую деятельность, чтобы освободиться от кармы.

2. Это предполагает, что вся деятельность материальна.

3. Человек, обладающий духовным видением, знает, что деятельность, которая напрямую служит выполнению воли Всевышнего, нематериальна. Она приносит освобождение, а не рабство в оковах кармы.

4. Совершенная концепция отречения состоит в том, чтобы использовать все вещи в служении их высшему владельцу, Кришне. Поступая так, человек освобождается из материального рабства и восстанавливает свое изначальное духовное положение. Это происходит потому что он отрекается не только от объектов чувств, но и от самой концепции собственничества (5.2 и 3,комм).

В. Философский анализ и преданное служение не являются разными путями духовного развития. Это взаимозависимые методы одного и того же пути.

1. Арджуна пребывает в замешательстве, не зная, сражаться ли ему или отречься от деятельности. Кришна объясняет, что эти два пути не противоречат друг другу. Конечная цель и санкхья-йоги1, и карма-йоги2 одинакова – самоосознание.

2. Цель философского анализа (санкхьи) – обнаружить основу бытия. Цель преданного служение (карма-йоги) – действовать с целью осознания этой основы. Когда человек обнаруживает, что он – духовная искра, а корень всего бытия – Верховная Личность Бога, он начинает исполнять волю Всевышнего.

3. Итак, рекомендуются оба пути. Санкхья делает человека отрешенным от материальной иллюзии, а преданное служение привлекает его к духовной реальности. И, поскольку привязанность к духовному и отрешенность от материального - одно и то же, человек, обладающий знанием, не делает между ними различий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: