Эксперимент — истинный посредник
между человеком и природой.
Леонардо да Винчи
Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.
Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.
В обобщенном смысле педагогический эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы. По масштабу различают глобальные, т. е. охватывающие значительное число испытуемых, эксперименты, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным числом участников.
Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях.
Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.
В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента). Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент — это активное формирование какой-либо установки.
С.323
К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он должен исключить любой риск для здоровья его участников; во-вторых, нельзя проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.
К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогов. Эмпирически, т.е. опытным путем, педагоги нередко подходят к важным методическим улучшениям, которые зачастую не были известны в педагогике.
Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек.
М.Н. Скаткин выделял два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.
Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.
Новаторство представляет собой деятельность по внесению прогрессивного в существующие системы, процессы.
По способу обработки и анализа данных исследования выделяют методы качественного анализа и количественной обработки результатов (статистический или нестатистический). Чаще всего эти методы применяют во взаимосвязи, так как количественные методы не исключают необходимости качественного анализа результатов эксперимента.
Шкалирование — это превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность изобразить в виде шкалы, например, качества личности. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.
К методам педагогического исследования относится также педагогический консилиум, т.е. обсуждение результатов исследования уровня обучения и воспитания учащихся и совместная выработка средств по преодолению недостатков.
В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, позволяющий установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому его называют также методом структурного анализа коллектива.
Особое место занимают математические методы и методы статистической обработки результатов исследования. Они используются в педагогике для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установле-
С.324
ния количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Эти методы позволяют оценить результаты работы исследователя, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить свой оптимальный комплекс методов.