Мониторинг в образовании

Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна

прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Первоначально понятие «мониторинг» (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) активно использовалось в экологии и обозначало наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Им обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

С.328

Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» близко таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», а по мнению Э.Ф. Зеера, все они являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

В связи с этим следует отметить, что, во-первых, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций; во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических и психологических понятий, мониторинг обладает следующими особенностями:

1) непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);

2) диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3) информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);

4) наличием обратной связи, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс);

5) научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).

В качестве объектов мониторинга могут выступать:

- профессионально-образовательный процесс;

- академическая успеваемость обучаемых;

- учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

- развитие личности обучаемого;

- становление учебной группы;

- профессиональная деятельность преподавателя;

- профессиональное развитие преподавателя;

- становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня.

С.329

Первый уровень — персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом).

Второй уровень — внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по не­скольким направлениям и во времени).

Третий уровень — муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образованием (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: