Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д. Ушинский
Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.
Первоначально понятие «мониторинг» (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) активно использовалось в экологии и обозначало наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Им обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.
А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.
|
|
С.328
Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.
Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.
Понятие «мониторинг» близко таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», а по мнению Э.Ф. Зеера, все они являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.
В связи с этим следует отметить, что, во-первых, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций; во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических и психологических понятий, мониторинг обладает следующими особенностями:
1) непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);
2) диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);
3) информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);
4) наличием обратной связи, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс);
5) научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).
|
|
В качестве объектов мониторинга могут выступать:
- профессионально-образовательный процесс;
- академическая успеваемость обучаемых;
- учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;
- развитие личности обучаемого;
- становление учебной группы;
- профессиональная деятельность преподавателя;
- профессиональное развитие преподавателя;
- становление педагогического коллектива.
В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.
В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня.
С.329
Первый уровень — персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом).
Второй уровень — внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени).
Третий уровень — муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образованием (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).