Рассмотрим один из простых сценариев семейной жизни, демонстрирующий последствия патологических отногиений в семье. Жила-была семья: мать, отец и дочь. Супруги часто ссорились. Мать кричала и плакала, а отец замыкался в себе. Старался реже бывать дома, а если и бывал, то главным образом — молчал (читал, сидел за письменным столом, смотрел телевизор и т. д.).
Мать очень мною времени уделяла дочери, что помогало ей переживать и восполнять тот дефицит эмоций, которой она недополучала в браке. Мать была властной женщиной и при-
выкла, чтобы все в доме подчинялись ее воле, поэтому и дочь она контролировала очень жестко: что одеть, что сказать, что сделать.
Пока дочь была маленькой, такой стиль воспитания ей не вредил. Но девочка выросла и взбунтовалась, стала проявлять самостоятельность, которой мать решительно воспротивилась. Постоянный рост независимости дочери все больше и больше отдалял их друг от друга. Эта дистанция обернулась для матери одиночеством. В итоге — конфликт.
|
|
А что же отец? А отец с детства был всего лишь наблюдателем воспитания дочери. Ни во что не вмешивался — боялся дать лишний повод к конфликтам с женой. На папу дочь смот -рела мамиными глазами (ведь раньше они были единомышленницами). Когда отношения с мамой обострились, дочка попыталась найти союзника в папе. В этот момент девочка была в подростковом возрасте, когда логика психического развития требует выработать некий эталон, стандарт мужчины. Она ищет папиного общества: заручиться его поддержкой в борьбе с мамой, избежать одиночества в семье, разобраться, что такое мужчины. Но, обратившись к отцу, девочка обнаружила в нем человека, далекого от семьи (хотя и явно к ней благосклонного). Страх маминых истерических припадков удерживал отца от душевной близости с дочерью. Свою любовь он выражал на расстоянии. Дочь стремилась к духовной близости с папой, но безрезультатно.
Подумаем, какую специфическую потребность девочка «заработала» в семье? У нее конфликтные отношения с матерью. Аля повышения своей женской самооценки ей необходимо «завоевать» папу. Дочь настойчиво стремится добиться духовной близости с отцом, стараясь быть лучше и успешнее мамы, но папа остается недосягаем. В дальнейшем такой стереотип отношений (потребность в завоевании мужчины) девочка перенесет на свои взаимоотношения с противоположным полом. Какие юноши ей будут нравиться? Нежные, привязчивые? Привлекательными для нее будут холодные, сдержанные молодые люди. Таков срисованный с папы эталон мужчины.
Найдутся ли такие молодые люди, которые будут готовы полюбить и скрепить это высокое чувство брачными узами? Требуемые мальчики растут в аналогичных семьях, где отец
|
|
дистантный и невнятный, а мать страстная и симбиотичная (стремящаяся к всепоглощающей душевной близости). Этот мальчик в подростковом возрасте за право на личную свободу платит очень дорого — страхом быть вместе с кем бы то ни было. Поэтому он и вырастает таким закрытым и далеким. А проявляет это, как отец, на которою смотрел всю жизнь. Энер -гичные и эмоциональные женщины по-своему дороги. Его специфическая потребность, «выращенная» в детстве, — потребность в свободе. В браке он пробует разрешить свой детский конфликт — быть свободным рядом с женщиной, так похожей на мать.
Над молодой четой нависает фатальная неизбежность раз -рушения сердечного союза. Конфликт в него встроен уже изначально. Он страстно желает физической и духовной близости, но хочет при этом оставаться свободным и потому отдаляется. Чем больше он отдаляется, тем больше он ей нужен, чем быстрее Артемида гонится за своим зверем, тем быстрее бежит зверь. За прелестью классического мифа — реальность. Юная жена в своем поведении будет копировать мать, потому что другой модели у нее не было: она умеет быть требователъ -ной и властной, плакать и кричать. В итоге — разочарование, страдание от непонимания, отчужденность и неизбежное чу в -ство одиночества в отношениях супругов.
Можно ли изменить устоявшуюся «семейную конфигурацию»? Да. Так, К. Витакер выводит на поверхность семейную динамику, говорит вслух о скрытых процессах. «Наша способность преодолевать такие препятствия открытым и прямым способом создает условия, при которых рост оказывается возможным. Это может разрушить подобное гипнозу заклятье, которое, казалось бы, удерживает детей в рамках паттернов своей семьи. Наблюдая дистанцию между родителями и сопутствующие ей боль и изоляцию, дети, скорее всего, зададут себе следующий вопрос: «Пойду ли я по той же дорожке?» Это дает возможность поиска взаимоотношений качественно иного рода» (К. Витакер, 1997).
Родительские установки, взгляды, позиции на семейную жизнь во многом определяют дальнейшую судьбу их детей в супружестве. Поэтому родители, желающие счастья своему ребенку, должны позаботиться о благополучном микроклимате в собственной семье.
Контрольные вопросы
1. Приведите примеры влияния эмоционального состояния матери на развитие ребенка младенческого возраста.
2. Что такое девиантное материнство? Опишите психологический портрет девиантной матери.
3. В чем проявляются особенности переживания родителями, имеющими детей с нарушениями зрения / слуха, состояний стресса и фрустрации?
4. Каковы особенности совладающего со стрессом поведения у родителей, воспитывающих ребенка с задержкой психического развития?
5. Как можно применить теорию сохранения ресурсов С. Хоб-фолла к объяснению проблем военных ветеранов?
6. В чем суть непонимания участников боевых действий другими людьми?
7. Какие факторы и условия детерминируют появление чувства одиночества?
8. Перечислите теории, объясняющие природу одиночества в семье.
Задания для самостоятельной работы
1. Психологическая работа с семьей, ожидающей ребенка.
2. Психическая травматизация ребенка в условиях социального сиротства.
3. Основные направления психологической помощи родителям, воспитывающим детей с сенсорными нарушениями.
4. Роль семьи в воспитании ребенка с задержкой психического развития.
5. Нарушение прав ребенка в семье.
6. Посттравматическое стрессовое расстройство и участники боевых действий.
2IO
7. Особые трудности семей участников боевых действий.
8. Семейный контекст переживания чувства одиночества: пер -спективы помощи.
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадская М. Э. Показатели психического развития у доно -шенных и недоношенных младенцев с перинатальным поражением ЦНС // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям / Сост. Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян. М.: Полиграф сервис, 2003.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.
3. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М.: Класс, 1997.
4. Выготский А. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1984.
5. ГоголинН. А. Поствоенный адаптационный синдром в бихевиористском измерении социального конфликта / Пост-травматический и поствоенный стресс. Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций. Пермь, 2000.
6. Дорохина О. В. Исследование политики государства в отно-шении семьи // Семья в России. 1997. № 2.
7. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
8. Знаков В. В. Понимание воинами-интернационалистами ситуации насилия и унижения человеческого достоинства / / Психологический журнал. 1989. Том 11. № 2.
9. Знаков В. В. Психологические причины непонимания «афганцев» в межличностном общении // Психологический журнал. 1990. Том 10. № 2.
10. Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе / Сост. и науч. ред. И. Ю. Романов. М.: Академический Проект, 2001.
11. Кроль А. М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. М.: Класс, 1999.
12. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
13. МастюковаЕ. М., МосковкинаА. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
14. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Акаде'мический проект, 2001.
15. МухамеЪрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2003.
16. НечипоренкоВ. В., Аитвинцев СВ., СнеЪковЕ.В. Современный взгляд на проблему боевой психической травмы / / Военно-медицинский журнал. 1997. № 4.
17. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщи -ной. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997.
|
|
18. Савина В. С, ЧароваО. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии / / Вопросы психологии. 2002. № 6.
19. Самоукина Н. В. Женское одиночество: полноценная жизнь или страдание? М.: Астрем, 2003.
20. Семаго М. М. Консультирование семьи «проблемного ребенка» (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) // Психолог в детском саду. 1998. № 1.
21. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995.
22. Смирнова И. В. Опыт психологического изучения родителей, имеющих детей с задержкой психического развития // Феномены личности и группы в изменяющемся мире: Материалы научно-практической конференции. Часть 2. Кострома: Изд-воКГПУ, 1998.
23. ТарабринаН. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.
24. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология», 2003.
25. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990.
26. Хеллингер Б. Порядки любви. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
27. Шипицына А. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005.
28. Erel О., ВиппапВ. Interrelatedness of marital relations and parent-child relations: Ameta-analytic review // Psychological Bulletin. 1995.
29. KanoyK., Ulku-SteinerВ., СохМ., BurchinalM. Marital Relationship and Individual Psychological Characteristics that Predict Physical Punishment of Children // Journal of Family Psychology, 2003. Vol. 17. P. 20-28.
30. Meredith P., NollerP. Attachment and Infant Difficultness in Postnatal Depression //Journal of Family Issues. 2003. No5. Vol. 24. P. 668-686.
31. Simons R. L., Johnson C, Conger R. D. Harsh corporal punishment versus quality of parental involvement as an explanation of adolescent maladjustment / / Journal of Marriage and Family. 1994. Vol. 56. P. 591-607.
32. Stouffer S. A. The American Soldier. Princeton Press, 1949.
33. Stress and the Family. Vol. 2.Copingwith Catastrophe / Ed. by H. I. MucCubbin, C. R. Figley. Brunner/ Mazel Publishers, New York. 1983.
34. ZayasL. H., Jankowski K. R., McKeeM. D. Prenatal and Postpartum Depression Among Low-Income Dominican and Puerto Rican Women / / Hispanic Journal of Behavioral Sciences. 2003. No. 3. Vol. 25. P. 370-38.