ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Проблемы семейных отношений всегда вызывали живой интерес. Это объясняется тем, что семья воспринимается нами как «психологический тыл». От того, насколько крепок и надежен этот тыл, зависят психологическое благополучие людей, их способность преодолевать различные жизненные трудности. Стрессы современной жизни делают семью еще более важной сферой частной жизни субъекта, где он получает социальную поддержку, развивается и находит способы самоактуализации в интимных, доверительных взаимоотношениях.
В курсе «Психология семьи» рассматриваются следующие проблемы:
1) основные теоретические подходы к пониманию сути семейных отношений;
2) функции семьи, в частности, в связи с особенностями современной семьи, ее структурой и динамикой развития;
3) семейные отношения, культура семейных отношений, психологический климат;
4) нарушения семейных отношений, их причины и возможная коррекция; конфликты в семье: их причины, динамика, последствия и профилактика конфликтов;
|
|
5) психологическая деформация личности при деструктивных семейных отношениях, ее причины и возможность профилак -тики;
6) психология распада семейных отношений, развод — его последствия и совладание с ними;
7) проблемы воспитывающей семьи: родительские установки и стили воспитания, влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка.
В курсе «Психология семьи» решается ряд задач теоретического и прикладного характера:
1. Раскрыть сущность семейных отношений с различных теоре -тических позиций, в частности, в свете современного системного подхода к пониманию психологии семьи.
2. Рассмотреть влияние семейных отношений на личностное развитие всех членов семьи. Показать психологическую основу проблем, которые являются типичными для большинства семей.
3. Ознакомить студентов с конкретными психодиагностически -ми и психокоррекционными технологиями работы с семейными отношениями.
4. Способствовать развитию у студентов рефлексии своих личных семейных проблем для их более глубокого осознания и возможной проработки в индивидуальной терапии.
Тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Лекции | Практические занятия |
Актуальные социально-психологические проблемы и тенденции развития семьи как системы отношений в отечественной и зарубежной психологии. Проблема кризиса семьи в современном обществе | ||||
Психологические исследования семьи и семейных связей: теоретические модели брака и семьи (Юнг, Кантор и Лер, Левис и Спаниер) | ||||
Психологические задачи брака: психоаналитический подход: Хорни, Валлерстайн | ||||
Основные психологические характеристики семейных отношений: эмоционально-когнитивные, поведенческие, ценностно- |
№ | Название темы | Всего часов | Лекции | Практические занятия |
ориентационные (любовь и симпатия, удовлетворенность браком; социальная власть, ролевое взаимодействие, установки и ценности, самореализация личности в семье) | ||||
Общение и взаимодействие в семье: семейные структуры правила и нормы | ||||
Семья и психологическая травматизация личности. Насилие и агрессия в семье. Алкогольная семья | ||||
Конфликты в семье и их разрешение | ||||
Нарушение семейных отношений: причины, типы, носители. Развод и его последствия. Помощь при разводе | ||||
Воспитывающая семья, система детско-родительских отношений | ||||
Психологический климат семьи: проблемы супружеской совместимости, семейное бессознательное как семейная история и миф, «дух семьи» | ||||
Методы работы с семейными отношениями; их диагностика, коррекция и психотерапия. Методика семейного рисунка | ||||
Психология пола и тендера: их влияние на семейные отношения |
Содержание учебной дисциплины
|
|
Тема 1. Актуальные социально-психологические проблемы и тенденции развития семьи.
1. Семья как малая группа и ее феноменология.
2. Системный подход к пониманию сущности семейных отношений.
3. Проблема кризиса семьи.
4. Тенденции развития современной семьи.
5. Жизненный цикл семьи.
Тема 2. Построение теоретической модели семьи в психологии.
1. Понятие «нормальная» семья (по В. Н. Дружинину).
2. Модель брака в первой и второй половинах жизни у К. Г. Юнга.
3. Теория семейных систем М. Боуэна.
4. Современная системная модель семейных отношений.
Тема 3. Психологические исследования семьи и семейных связей: теоретические модели брака и семьи.
1. Исследования семейных отношений у В. Н. Дружинина.
2. Модель брака (по К. Юнгу).
3. Типы брака (по Р. Скиннеру).
4. Типы семьи (по А. С. Спиваковской).
Тема 4. Основные психологические характеристики семей -ных отношений.
1. Эмоциональные отношения в семье, проблемы совместности.
2. Удовлетворенность браком.
3. Ролевая структура семьи и социальная власть в семье.
4. Установки и ценности в семейной паре.
Тема 5. Психологические задачи брака: психоаналитический подход.
1. Теория объектных отношений и ее применение для анализа брака и семьи.
2. Проблемы моногамного брака (идеала) по К. Хорни.
3. Психологические задачи брака в современном психоанализе (Д. Валлерстайн, Р. Скиннер).
Тема 6. Общение и взаимодействие в семье.
1. Проблема социальной власти и лидерства в семье.
2. Коммуникативные модели в семье.
3. Семейная структура и ее влияние на спецификусемейных от -ношений.
4. Качество супружеских отношений и удовлетворенность браком.
5. Особенности общения родителей и детей.
6. Общение и отношения сиблингов (братьев и сестер).
7. Влияние порядка рождения на характерологические особен -ности детей.
8. Семейные правила и нормы.
Тема 7. Семья и личностное развитие.
1. Семья как источник деформации развития личности.
2. Чувство вины, связанное с семьей.
3. Насилие и агрессия в семье.
4. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на стрессовую ситуацию. Психологический климат семьи.
5. Семейный стресс и совладание с ним членов семьи и семьи как целого.
6. Факторы риска для развития семьи.
7. Алкогольная семья, ее влияние на детей. Взрослые дети алкоголиков. <
Тема 8. Развод и его последствия.
1. Развод как стресс: показатели и последствия.
|
|
2. Изменение ролевой структуры семьи.
3. Проблемы детей, переживающих развод родителей.
4. Работа психолога с семьей, переживающей развод.
Тема 9. Нарушение семейных отношений.
1. Причины и проявления семейных нарушений.
2. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности.
3. Нарушение межличностной коммуникации в семье.
4. Коррекция и терапия семейных нарушений.
Тема 10. Воспитывающая семья: система детско-родительских отношений.
1. Детерминанты родительского отношения.
2. Восприятие ребенком семейных отношений.
3. Семейная социализация и проблема границ.
4. Основные виды нарушений в семейном воспитании.
5. Гиперопека и гипоопека.
6. Противоречивое воспитание.
7. Избыточная эмоциональная привязанность (симбиоз).
8. Эмоциональное отвержение.
9. Последствия неправильного воспитания.
10. Психологическая помощь воспитывающей семье.
2l8 Тема 11. Конфликты в семье.
1. Типы конфликтов в семье и их последствия.
2. Психологические причины конфликтов в семье.
3. Способы разрешения и профилактика семейных конфликтов.
Тема 12. Методы работы с семейными отношениями.
1. Повышение психологической компетентности семьи.
2. Психодиагностика.
3. Психологические интервенции в сфере семейных отношений.
4. Конкретные психодиагностические и психокоррекционные методы работы с семейными отношениями. Рисунок семьи (Г. Хоментаускас, А. И. Захаров).
Тема 13. Психология попа и гендера: влияние на семейные отношения.
1. Половые различия и их проявления в семейной жизни.
2. Традиционные полоролевые стереотипы «мужественности» и «женственности»: их источники и функции.
3. Проблемы тендерной психологии в семейном контексте. Феминизм.
4. Равенство и справедливость во взаимоотношениях между по -лами: трудности перехода от патриархальных отношений к де -мократии и гуманизму в семье.
Планы семинарских занятий
Занятие 1. Основные психологические характеристики се -мейных отношений.
Вопросы для обсуждения:
1. Бессознательное семьи: семейная история и семейные мифы.
2. Эмоциональные отношения в семье, проблемы совместности.
|
|
3. Удовлетворенность браком.
4. Ролевая структура семьи и социальная власть в семье.
5. Установки и ценности в семейной паре.
Занятие 2. Насилие и агрессия в семье. Вопросы для обсуждения:
1. Проблема психологического и физического насилия.
2. Признаки агрессивной семьи.
3. Психологическая помощь жертвам семейного насилия. Кри -зисные центры.
Занятие 3. Общение и взаимодействие в семье. Вопросы для обсуждения:
1. Семейная структура: специфика семейных отношений (проблема лидерства).
2. Особенности системы детско-родительских отношений.
3. Общение сиблингов.
4. Влияние порядка рождения на характерологические особенности детей.
5. Семейные правила и нормы.
Занятие 4. Семья и психическая травматизация личности. Вопросы для обсуждения:
1. Семья как источник деформаций личности: состояние семейной неудовлетворенности по Р. Скиннеру и Д. Клиизу, Э. Г. Эйде-миллеру и В. Юстицкису.
2. Чувство вины, связанное с семьей.
3. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на стрессовую ситуацию. Семейный стресс и совладание с ним.
4. Алкогольная семья. Дети алкоголиков.
Занятие 5. Воспитывающая семья: система детско-родительских отношений.
Вопросы для обсуждения:
1. Детерминанты родительского отношения.
2. Восприятие ребенком семейных отношений.
3. Семейная социализация.
Занятие 6. Трудности семейного воспитания. Вопросы для обсуждения:
1. Основные виды нарушений в семейном воспитании: гиперопека и гипоопека, противоречивое воспитание, симбиоз или избыточная эмоциональная привязанность, эмоциональное отвержение.
2. Последствия неправильного воспитания.
22O
3. Психологическая помощь семье.
Занятие 7. Конфликты в семье. Вопросы для обсуждения:
1. Причины и типы конфликтов в семье и их последствия.
2. Психологические способы разрешения конфликтов в семье.
3. Профилактика семейных конфликтов.
Занятие 8. Методы работы с семейными отношениями. Вопросы для обсуждения:
1. Повышение психологической компетентности семьи.
2. Психодиагностика.
3. Психологическая коррекция и психотерапия семейных отношений.
4. Конкретные психодиагностические и психокоррекционные методы работы с семейными отношениями.
5. Методика семейного рисунка Г. Хоментаускаса.
Вопросы к экзамену
1. Семья в социальной психологии. Психологические исследования семьи и семейных отношений.
2. Тенденции развития современной семьи. Проблема кризиса семьи.
3. Функции семьи и ее жизненный цикл как предмет психологического изучения.
4. Сущность и виды семейных отношений Психологические ис -следования семейных отношений.
5. Семья и брак. Супружеские отношения и психологические проблемы моногамного брака. Супружеская неверность.
6. Модель брака К. Г. Юнга: брак как психологическое отношение.
7. К. Хорни о психологии брака, отношениях мужчины и женщины в семье.
8. Построение теоретических моделей брака и семьи. Модель «нормальной» семьи (по В. Н. Дружинину).
9. Семья как система: социально-психологические характеристики процессов и отношений. «Счастливая» и «несчастливая» семья.
10. Эмоциональные отношения в семье: виды, их динамика, факторы стабилизации, значение.
11. Проблема мотивов вступления в брак и создания семьи.
12. Проблема совместимости и удовлетворенности браком: психологический климат семьи.
13. Социальная власть и ролевая структура семьи.
14. Общение, установки и ценности супругов, их влияние на семейные отношения.
15. Общение и взаимодействие в семье: правила, нормы, модели коммуникации (по В. Сатир).
16. Агрессия и насилие в семье. Проблема диагностики насилия в семье. Помощь жертвам семейного насилия.
17. Семья и психологическая травматизация личности — алко -гольная семья, дети алкоголиков.
18. Личность в семейных отношениях: самооценка, самоактуализация, развитие.
19. Семья как источник личностной деформации по Р. Скиннеру.
20. Нарушения супружеских и семейных отношений — причины, проявления, коррекция.
21. Развод и его последствия. Развод и дети, помощь переживающим развод.
22. Психологические проблемы неполной семьи. Семьи с неродными детьми.
23. Воспитывающая семья: проблемы детско-родительских отношений.
24. Сиблинги в семье, влияние порядка рождения в семье на ста -новление личности.
25. Конфликты в семье, пути решения, семейные копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях.
2 6. Психология одиночества. Помощь одиноким людям в созда -нии семьи.
27. Психология пола и семейные отношения. Стереотипы и динамика феминности и маскулинности. Проблема андрогин-ной личности.
28. Психологическая диагностика семейных отношений: подходы, методы.
29. Методика рисунка семьи (модификации Г. Хоментаускаса, А.И. Захарова).
30. Возможности психологической коррекции и психотерапии семейных отношений.
31. Особенности женской психологии, их влияние на семейные отношения (3. Фрейд). Значение изучения архетипа матери (поК. Г. Юнгу).
32. Семья в системе родственных связей. Изучение семейного дерева методом геносоциограммы.
33. Книга В. Сатир «Как строить себя и свою семью» (1992).
34. КнигаР. Скиннера, Дж. Клииза«Семья и как в ней уцелеть» (1999).
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
3. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бо-далева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.
4. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995.
5. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.
6. Хорни К. Психология женщины / Соч. в 3-х тт. Т. 1. М.: Смысл, 1997..
7. Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
8. Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение / Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.: НПО Прагма, 1997.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: НФ Класс, 2002.
3. Анциферова А. И. Условия деформаций развития личности. Новые исследования. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
5. БеттелъгеймБ. Любим ли я... Диалог с матерью. СПб.: Ювента, 1998.
6. БреттД. «Жила-была девочка, похожая на тебя...». Психотерапевтические истории для детей. М.: НФ Класс, 1996.
7. Бурлачук А. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2002.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
9. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. М.: НФ Класс, 1994.
10. Винникотт Д. В. Игра и реальность. М.: Ин-т общегуманистических исследований, 2002.
11. Витакер К. Полночные размышления семейного психотера -певта. М.: НФ Класс, 2000.
12. Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб.: Филиал института социологии РАН, 1994.
13. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003.
14. Джидаръян И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое иссле -дование / Сознание личности в кризисном обществе. М.: Институт психологии РАН, 1995.
15. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М.- СПб.: ПЕР СЭ, 2000.
16. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. № 2, 1998.
17. Захаров А. И. Детские неврозы. Психологическая помощь родителям и детям. СПб.: РЕСПЕКС, 1995.
18. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Самара: Изд-во Самарского ГПУ, 1998.
19. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет суп -ружества // Вопросы психологии. 1983. № 3.
20. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000.
21. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
22. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
23. Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Сост. Н. Е. Покровский. М.: Прогресс, 1989.
24. АабунскаяВ. А., МенджерицкаяЮ. А., БреусЕ. Д. Психология затрудненного общения. М.: Academia, 2001.
25. Лосева В. К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.: А.П.О., 1995.
26. МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
27. Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация) // Под ред. И. Е. Исениной. Иваново: Изд-во Ивановского госуниверситета, 2002.
28. Mud M. Культура и мир детства. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1988.
29. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический Проект, 2001.
30. Миллер А. Вначале было воспитание. М.: Академический Проект, 2003.
31. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М.—Воронеж: Институт практической психологии, 1998.
32. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
33. Пери Г. Как справиться с кризисом. М.: Педагогика-Пресс, 1995.
34. Психотерапевтическая энциклопедия / / Под ред. Б. Д. Кар-васарското. СПб.: Питер, 1999.
35. ПэппП. Семейная терапия и ее парадоксы. М.: НФ Класс, 1998.
36. Ремшмидт X. Подростковый возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
37. Ромицина Е. Е. Роль родительской семьи в возникновении и развитии неврозов у подростков / / Обозрение психиатрии и медицинской психологии ПНИ им. В. М. Бехтерева. 1998. №2.
38. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Academia, 2000.
39. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М.: НФ Класс, 1996.
40. Селтман М. Э. Как научиться оптимизму. М.: Вече, 1997.
41. Семейная психотерапия. (Хрестоматия) / Сост. Э. Г. Эйде-миллер и др. СПб.: Питер, 2000.
42. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х томах. М.: ЭКСМО-пресс, 1999.
43. Сталин В. В., Романова Т. А. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского университета. 1984. Серия 14. № 2.
44. ТащеваА. И. Сочетание стратегий воздействия в работе с деструктивными взаимоотношениями в семье // Ежегодник РПО: Психология и практика. Вып. 2. Ярославль, 1998. Т. 4.
45. Тугайбаева Б. Н. Любовь и насилие // Ежегодник РПО: Психология и практика. Вып. 2. Ярославль, 1998. Т. 3.
46. Харламенкова Н. Е. От эффектов самоутверждения личности к его внутриличностным коррелятам: анализ психологических механизмов защиты // Российский менталитет. М.: Институт психологии РАН, 1996.
47. ФернхемА., ХейвенП. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.
48. Фонтана Д. Как справиться со стрессом.
49. Фрейд3. Женственность. 33-я лекция / Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1995.
50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: Попурри, 1998.
51. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.
5 2. Черников. Системная семейная терапия: Интегративная мо -дель диагностики. М.: НФ Класс. 2002.
53. Чумакова Е. В. Психологическая защита в системе детско-родительскихотношений. Автореф. дисс... канд. психол. наук. СПб., 1998.
54. ШерманР., ФредманН. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Руководство. М.: НФ Класс, 1997.
55. Шутценбергер А. А. Синдром предков. М.: Изд-во Института психотерапии. 2001.
56. Шилов И. Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум. СПб.: Петрополис, 2000.
АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ
В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ (СПЕЦКУРС)
До недавнего времени проблема насилия в семье и следующие за этим психологические расстройства не были темой для широкого обсуждения в нашей стране, в отличие от Запада, где данной проблемой психологи занимаются на протяжении нескольких десятилетий. Сегодня в состоянии нашего общества проявляются ряд тенденций, указывающих на важность изучения последствий различных форм насилия. Во-первых, во времена дестабилизации ухудшается криминогенная обстановка и интенсифицируются проявления де-виантного поведения. Во-вторых, по мере развития общества у каждого человека растет необходимость в личной свободе и безопасности, что обязывает острее реагировать на преступления против личности.
Цель спецкурса: ознакомить студентов с разнообразием подходов, форм и методов психологической помощи личности, находящейся в кризисной ситуации, а также с основными теоретическими позициями психологии насилия.
Задачи спецкурса:
1) введение в кризисную ситуацию;
2) формирование профессиональной позиции при работе с кризисными состояниями;
3) ознакомление с практическими методами психологической помощи при насилии;
4) формирование навыков оказания психологической помощи и самопомощи в критических ситуациях.
В итоге усвоения курса «Агрессия и насилие в семейных отно -шениях. Психологическая помощь в кризисной ситуации» студенты овладевают следующими знаниями:
5) об общих (базовых) теоретико-методических понятиях, относящихся к психологии кризиса и насилия;
6) о психологических особенностях семьи, в которой становится возможной ситуация насилия;
7) о признаках и последствиях физического наказания детей в семье.
Студенты приобретают навыки и умения по подбору способов и видов оказания психологической помощи в кризисных ситуациях.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Всего аудиторных | Лекции |
Введение в проблематику кризисной психологии | ||||
Агрессия и насилие в семье | ||||
Физическое наказание детей в семье | ||||
Особенности психологической помощи клиентам в кризисной ситуации | ||||
ИТОГО: |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в проблематику кризисной психологии.
Понятия «кризис» и «кризисная ситуация» в отечественной и зарубежной психологии. Проявление жестокости в современном мире как социально-психологическая проблема общества.
Психологический портрет личности, находящейся в кризисе. Стратегии совладания (копинг-стратегии) с кризисными ситуациями.
Тема 2. Агрессия и насилие в семье.
Агрессия и насилие: определение и понятие в психологии. Виды насилия: физическое, психологическое, сексуальное, домашнее. Статистика МВД, кризисных центров и т. д. Цикл домашнего насилия. Мифы о насилии. Семейные факторы риска, провоцирующие насилие. «Тиражируемость» насилия в последующих поколениях.
Тема 3. Физическое наказание детей в семье.
Синдром «child abuse». Культурно-исторический аспект представлений о применении физических наказаний детей в семье. Понятие регулярного физического наказания. Признаки жестокого обращения у детей и подростков. Последствия физического наказания детей.
Тема 4. Особенности психологической помощи клиентам в кризисной ситуации.
Интервью - расследование и терапевтическое интервью.Особенности оказания психологической помощи детям — жертвам насилия. Методы психологической помощи пострадавшим от насилия (создание доверительных отношений, работа с «безопасным листом», элементы телесно-ориентированной терапии и арт-терапии).
Вопросы к зачету
1. Понятие «кризиса» и «кризисной ситуации» в психологии.
2. Совладеющее поведение детей и взрослых в кризисной ситуации.
3. Психологические особенности личности, переживающей кри -зис.
4. Насилие: понятие и виды.
5. Домашнее насилие. Семейные факторы, предрасполагающие к насилию.
6. Домашнее насилие. Цикл домашнего насилия.
7. Признаки насилия у детей и подростков.
8. Последствия насилия у детей и подростков.
9. Особенности социальной защиты жертв насилия в современ -ном обществе.
10. Агрессия и насилие. Понятие. Их отличительные особенности.
11. Синдром «child abuse». Понятие.
12. Физическое наказание как дескриптор (признак) деструктив -ных детско-родительских отношений.
13. Особенности семьи, применяющей насилие к детям.
14. Особенности оказания психологической помощи детям — жертвам насилия.
15. Методы психологической помощи пострадавшим от насилия.
Основная литература
1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
2. БэронР., Ричардсон А- Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
3. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., РИПКРО, 1997.
4. КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
5. КуфтпякЕ. В. Некоторые аспекты проблемы насилия в семье // Психология и практика: Сборник науч. тр. Вып. 1 / Отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001
6. КуфтякЕ. В. Работа с родителями, применяющими физические наказания // Социальная работа в современных условиях: проблемы и перспективы: третья международная научно-практическая конференция. Вологда, 2002.
7. Лангмейер Й.,МатейчекЗ. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984.
8. Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. М., 1998.
9. Нравственность, агрессия, справедливость (Сокращенноеизложение главы из книги Cruchfield R., Livson N., Elements of Psychology.N. Y., 1974) //Вопросыпсихологии. 1992. № 1.
10. Особенности личности при пограничных расстройствах и со -матических заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995.
Дополнительная литература
1. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Захаров А. И. Семейное воспитание и его дефекты // Социальная психология личности. Л., 1974.
3. НавайтисГ. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
4. Нортон К., Долан Б. Личностные расстройства у родителей и воспитание детей // Семейная психотерапия / Составители Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. СПб., Питер, 2000.
5. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бода-
лева, В. В. Столина; НИИ общей и пед. психологии Акад. Пед. Наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. 6. ХъеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.
ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАНИЯ
С ТРУДНОСТЯМИ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СПЕЦКУРС)
Целью данного спецкурса является ознакомление студентов с основными направлениями концепций детско-родительских отношений и подходами к пониманию совладающего (копинг) поведения личности и семьи.
Основными задачами спецкурса являются:
1) изучение концептуальных подходов к пониманию совладания в зарубежной и отечественной психологии;
2) изучение компонентов родительского отношения, трудностей детско-родительских отношений и особенностей совладающего (копинг) с трудностями поведения родителей и детей в разных семейных системах;
3) формирование навыка системного видения семьи;
4) повышение профессионального уровня, расширение профессиональных знаний и умений.
В итоге усвоения спецкурса «Особенности совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия в семье» студенты овладевают следующими знаниями:
о теориях (концепциях) детско-родительских отношений
(ДРО);
о современных подходах к изучению и пониманию совладающего (копинг) поведения;
об особенностях совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия в «условно благополучной» / деструктивной семье.
Студенты приобретают навыки и умения:
1) анализа основополагающих исследований по психологии со-
владания и ДРО; 2) рассмотрения различных подходов к работе с семьей и детьми.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Всего аудиторных | Лекции |
Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений | ||||
Семья с ребенком: семейный стресс и воспитание детей | ||||
Феномен совладеющего поведения | ||||
Особенности совладеющего поведения в семье с ребенком | ||||
ИТОГО: |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Теоретические подходы к изучению детско^родительских отношений.
Родительское отношение (РО) и детско-родительское отношение (ДРО). Понятия. Компоненты РО: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Динамическая двухфакторная модель РО (Е. S. Shaefer, R. A. Bell). Типы РО и стили поведения родителей (А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. С. Спиваковская, Е. О. Смирнова, Э. Г. Эйдемиллер). Основные параметры детско-родительского взаимодействия.
Концепции ДРО в зарубежной психологии (А. Адлер, Дж. Бо-улби, К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм).
Тема 2. Семья с ребенком: семейный стресс и воспитание детей.
Стресс и стрессор. Нормативные стрессоры. Понятия. Модели семейного кризиса и стресса (R. НШ, R. Lazarus, H. Me. Cubbin). Современные представления о «семейном стрессе». Трудности и стрессоры на различных стадиях супружества: негативное отношение супружеской пары к появлению детей, перераспределению семейных ролей и перестройка взаимоотношений при появлении ребенка в семье, занятость матери, помещение ребенка во внесемейные институты, родительство как стресс (принятие и осуществление родительской роли).
Тема 3. Феномен совладающего поведения.
Понятие «coping» в современной психологии. Аналоги понятия. Функции психологического преодоления.
Разграничение психологической защиты и копинг-поведения (схема анализа В. А. Ташлыкова). Виды и варианты копинг-пове-дения (R. Moos, H. Weber, H. Endler, P. Parker, R. Lazarus, S. Folkman).
Отечественный междисциплинарный подход к изучению совладающего поведения: теории информационного стресса и адаптации (В. А. Бодров, Л. А. Китаев-Смык), личностно-ценностный подход (Л. И. Анцыферова), клинический подход (Н. Ф. Михайлова, И. М. Никольская, В. М. Ялтонский). Основные (базовые) стили совладающего поведения и ситуативно-специфические стратегии.
Психодиагностические методики: опросник CISS («Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»), опросник WCQ («Опросник способовсовладания»), опросникMCI («Копинг-поведениев супружестве»), опросник копинг - стратегий детей младшего школьного возраста.
Тема 4. Особенности совладающего поведения в семье с ребенком.
«Здоровая», уязвимая и регенеративная семья: реагирование на «нормативные» трудности.
Копинг-поведение семьи. Специфика совладающего поведения в здоровых семьях (Н. Ф. Михайлова, Ф. ф. Флорес Буэно, М. Па-падопулу).
Семейные и личностные ресурсы семьи. Функциональные ко-пинг-стратегии, используемые родителями.
Особенности совладающего поведения в «нормальных» семьях на разных этапах жизненного цикла (Н. О. Белорукова).
Совладеющее поведение в деструктивной семье (Е. В. Куфтяк).
Механизм влияния совладающего поведения родителей на эффективность адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения (М. В. Сапоровская).
Спецкурс завершается устным зачетом, на котором студенты решают практические задачи и ситуации, посвященные детско-родительским отношениям.
Основная литература
1. Абабков А. В., ПерреМ. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.
2. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 1.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.
4. Горьковая И. А. Стратегии копинг-поведения у подростков-правонарушителей / / Психология человека: интегративный подход: Сб. научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
5. Гущина Т. В. Дети в семье и без семьи: сравнительное исследование совладающего поведения детей младшего школьного возраста // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы (Материалы межрегиональной научно-практической конференции) / Сост. Т. Л. Крюкова, В. А. Соловьева, О. В. Сосидко. Кострома, 2002.
6. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
7. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
9. Крюкова Т. А. О методологии адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 1. / Отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.
10. КуфтякЕ. В. Социально-психологический подход к исследованию совладающего поведения в деструктивной семье // Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте / Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.
11. Куфтяк Е. В. Психологические механизмы совладающего поведения и преодоление трудностей детьми в семье / / Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Отв. ред. В.А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002.
12. Аазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследо -вания // Эмоциональный стресс — физиологические и психологические реакции / Под ред Л. Леви. Л.: Медицина 1970.
13. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. Т 18 1997. № 5.
14. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
15. Сапоровская М. В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений // Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 1. / Отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.
16. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Белорукова Н. О. Семейные трудности и психологическое со -владание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи / / Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии
совпадающего поведения в семейном контексте / Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.
2. Билъгилъдеева Т. Ю., Крюкова Т. Л. О возрастных аспектах копинг-поведения // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000.
3. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. № 4.
4. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н. М. Падалко. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
5. Винникотт Д. В. Разговор сродителями / Пер. с англ. М. Н. По-чукаевой, В. В. Тимофеева. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
6. Типпенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2001.
7. Синягина Н. Ю. Психолого - педагогическая коррекция дет -ско-родительских отношений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛА-ДОС, 2001.
8. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995.
9. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. Т. 1.
10. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегратив-ная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.