Программы учебных курсов по психологии семьи

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Проблемы семейных отношений всегда вызывали живой инте­рес. Это объясняется тем, что семья воспринимается нами как «пси­хологический тыл». От того, насколько крепок и надежен этот тыл, зависят психологическое благополучие людей, их способность пре­одолевать различные жизненные трудности. Стрессы современной жизни делают семью еще более важной сферой частной жизни субъекта, где он получает социальную поддержку, развивается и находит способы самоактуализации в интимных, доверительных взаимоотношениях.

В курсе «Психология семьи» рассматриваются следующие про­блемы:

1) основные теоретические подходы к пониманию сути семей­ных отношений;

2) функции семьи, в частности, в связи с особенностями совре­менной семьи, ее структурой и динамикой развития;

3) семейные отношения, культура семейных отношений, психо­логический климат;

4) нарушения семейных отношений, их причины и возможная коррекция; конфликты в семье: их причины, динамика, по­следствия и профилактика конфликтов;

5) психологическая деформация личности при деструктивных семейных отношениях, ее причины и возможность профилак -тики;

6) психология распада семейных отношений, развод — его по­следствия и совладание с ними;

7) проблемы воспитывающей семьи: родительские установки и стили воспитания, влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка.

В курсе «Психология семьи» решается ряд задач теоретическо­го и прикладного характера:

1. Раскрыть сущность семейных отношений с различных теоре -тических позиций, в частности, в свете современного систем­ного подхода к пониманию психологии семьи.

2. Рассмотреть влияние семейных отношений на личностное развитие всех членов семьи. Показать психологическую ос­нову проблем, которые являются типичными для большин­ства семей.

3. Ознакомить студентов с конкретными психодиагностически -ми и психокоррекционными технологиями работы с семей­ными отношениями.

4. Способствовать развитию у студентов рефлексии своих лич­ных семейных проблем для их более глубокого осознания и возможной проработки в индивидуальной терапии.

Тематический план

Название темы Всего часов Лекции Практи­ческие занятия
  Актуальные социально-психологические проблемы и тенденции развития семьи как системы отношений в отечественной и зарубежной психологии. Проблема кризиса семьи в современном обществе      
  Психологические исследования семьи и семейных связей: теоретические модели брака и семьи (Юнг, Кантор и Лер, Левис и Спаниер)      
  Психологические задачи брака: психоаналити­ческий подход: Хорни, Валлерстайн      
  Основные психологические характеристики семейных отношений: эмоционально-когнитивные, поведенческие, ценностно-      
Название темы Всего часов Лекции Практи­ческие занятия
  ориентационные (любовь и симпатия, удовлетворенность браком; социальная власть, ролевое взаимодействие, установки и ценности, самореализация личности в семье)      
  Общение и взаимодействие в семье: семейные структуры правила и нормы      
  Семья и психологическая травматизация личности. Насилие и агрессия в семье. Алкогольная семья      
  Конфликты в семье и их разрешение      
  Нарушение семейных отношений: причины, типы, носители. Развод и его последствия. Помощь при разводе      
  Воспитывающая семья, система детско-родительских отношений      
  Психологический климат семьи: проблемы супружеской совместимости, семейное бессознательное как семейная история и миф, «дух семьи»      
  Методы работы с семейными отношениями; их диагностика, коррекция и психотерапия. Методика семейного рисунка      
  Психология пола и тендера: их влияние на семейные отношения      

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Актуальные социально-психологические проблемы и тенденции развития семьи.

1. Семья как малая группа и ее феноменология.

2. Системный подход к пониманию сущности семейных отно­шений.

3. Проблема кризиса семьи.

4. Тенденции развития современной семьи.

5. Жизненный цикл семьи.

Тема 2. Построение теоретической модели семьи в психо­логии.

1. Понятие «нормальная» семья (по В. Н. Дружинину).

2. Модель брака в первой и второй половинах жизни у К. Г. Юнга.

3. Теория семейных систем М. Боуэна.

4. Современная системная модель семейных отношений.

Тема 3. Психологические исследования семьи и семейных свя­зей: теоретические модели брака и семьи.

1. Исследования семейных отношений у В. Н. Дружинина.

2. Модель брака (по К. Юнгу).

3. Типы брака (по Р. Скиннеру).

4. Типы семьи (по А. С. Спиваковской).

Тема 4. Основные психологические характеристики семей -ных отношений.

1. Эмоциональные отношения в семье, проблемы совместности.

2. Удовлетворенность браком.

3. Ролевая структура семьи и социальная власть в семье.

4. Установки и ценности в семейной паре.

Тема 5. Психологические задачи брака: психоаналитический подход.

1. Теория объектных отношений и ее применение для анализа брака и семьи.

2. Проблемы моногамного брака (идеала) по К. Хорни.

3. Психологические задачи брака в современном психоанализе (Д. Валлерстайн, Р. Скиннер).

Тема 6. Общение и взаимодействие в семье.

1. Проблема социальной власти и лидерства в семье.

2. Коммуникативные модели в семье.

3. Семейная структура и ее влияние на спецификусемейных от -ношений.

4. Качество супружеских отношений и удовлетворенность браком.

5. Особенности общения родителей и детей.

6. Общение и отношения сиблингов (братьев и сестер).

7. Влияние порядка рождения на характерологические особен -ности детей.

8. Семейные правила и нормы.

Тема 7. Семья и личностное развитие.

1. Семья как источник деформации развития личности.

2. Чувство вины, связанное с семьей.

3. Насилие и агрессия в семье.

4. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на стрессовую ситуацию. Психологический климат семьи.

5. Семейный стресс и совладание с ним членов семьи и семьи как целого.

6. Факторы риска для развития семьи.

7. Алкогольная семья, ее влияние на детей. Взрослые дети ал­коголиков. <

Тема 8. Развод и его последствия.

1. Развод как стресс: показатели и последствия.

2. Изменение ролевой структуры семьи.

3. Проблемы детей, переживающих развод родителей.

4. Работа психолога с семьей, переживающей развод.

Тема 9. Нарушение семейных отношений.

1. Причины и проявления семейных нарушений.

2. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности.

3. Нарушение межличностной коммуникации в семье.

4. Коррекция и терапия семейных нарушений.

Тема 10. Воспитывающая семья: система детско-родитель­ских отношений.

1. Детерминанты родительского отношения.

2. Восприятие ребенком семейных отношений.

3. Семейная социализация и проблема границ.

4. Основные виды нарушений в семейном воспитании.

5. Гиперопека и гипоопека.

6. Противоречивое воспитание.

7. Избыточная эмоциональная привязанность (симбиоз).

8. Эмоциональное отвержение.

9. Последствия неправильного воспитания.

10. Психологическая помощь воспитывающей семье.

2l8 Тема 11. Конфликты в семье.

1. Типы конфликтов в семье и их последствия.

2. Психологические причины конфликтов в семье.

3. Способы разрешения и профилактика семейных конфликтов.

Тема 12. Методы работы с семейными отношениями.

1. Повышение психологической компетентности семьи.

2. Психодиагностика.

3. Психологические интервенции в сфере семейных отношений.

4. Конкретные психодиагностические и психокоррекционные методы работы с семейными отношениями. Рисунок семьи (Г. Хоментаускас, А. И. Захаров).

Тема 13. Психология попа и гендера: влияние на семейные от­ношения.

1. Половые различия и их проявления в семейной жизни.

2. Традиционные полоролевые стереотипы «мужественности» и «женственности»: их источники и функции.

3. Проблемы тендерной психологии в семейном контексте. Фе­минизм.

4. Равенство и справедливость во взаимоотношениях между по -лами: трудности перехода от патриархальных отношений к де -мократии и гуманизму в семье.

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Основные психологические характеристики се -мейных отношений.

Вопросы для обсуждения:

1. Бессознательное семьи: семейная история и семейные мифы.

2. Эмоциональные отношения в семье, проблемы совместности.

3. Удовлетворенность браком.

4. Ролевая структура семьи и социальная власть в семье.

5. Установки и ценности в семейной паре.

Занятие 2. Насилие и агрессия в семье. Вопросы для обсуждения:

1. Проблема психологического и физического насилия.

2. Признаки агрессивной семьи.

3. Психологическая помощь жертвам семейного насилия. Кри -зисные центры.

Занятие 3. Общение и взаимодействие в семье. Вопросы для обсуждения:

1. Семейная структура: специфика семейных отношений (про­блема лидерства).

2. Особенности системы детско-родительских отношений.

3. Общение сиблингов.

4. Влияние порядка рождения на характерологические особен­ности детей.

5. Семейные правила и нормы.

Занятие 4. Семья и психическая травматизация личности. Вопросы для обсуждения:

1. Семья как источник деформаций личности: состояние семейной неудовлетворенности по Р. Скиннеру и Д. Клиизу, Э. Г. Эйде-миллеру и В. Юстицкису.

2. Чувство вины, связанное с семьей.

3. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на стрессовую ситуацию. Семейный стресс и совладание с ним.

4. Алкогольная семья. Дети алкоголиков.

Занятие 5. Воспитывающая семья: система детско-роди­тельских отношений.

Вопросы для обсуждения:

1. Детерминанты родительского отношения.

2. Восприятие ребенком семейных отношений.

3. Семейная социализация.

Занятие 6. Трудности семейного воспитания. Вопросы для обсуждения:

1. Основные виды нарушений в семейном воспитании: гиперо­пека и гипоопека, противоречивое воспитание, симбиоз или избыточная эмоциональная привязанность, эмоциональное отвержение.

2. Последствия неправильного воспитания.

22O

3. Психологическая помощь семье.

Занятие 7. Конфликты в семье. Вопросы для обсуждения:

1. Причины и типы конфликтов в семье и их последствия.

2. Психологические способы разрешения конфликтов в семье.

3. Профилактика семейных конфликтов.

Занятие 8. Методы работы с семейными отношениями. Вопросы для обсуждения:

1. Повышение психологической компетентности семьи.

2. Психодиагностика.

3. Психологическая коррекция и психотерапия семейных отно­шений.

4. Конкретные психодиагностические и психокоррекционные методы работы с семейными отношениями.

5. Методика семейного рисунка Г. Хоментаускаса.

Вопросы к экзамену

1. Семья в социальной психологии. Психологические исследо­вания семьи и семейных отношений.

2. Тенденции развития современной семьи. Проблема кризиса семьи.

3. Функции семьи и ее жизненный цикл как предмет психоло­гического изучения.

4. Сущность и виды семейных отношений Психологические ис -следования семейных отношений.

5. Семья и брак. Супружеские отношения и психологические проблемы моногамного брака. Супружеская неверность.

6. Модель брака К. Г. Юнга: брак как психологическое отно­шение.

7. К. Хорни о психологии брака, отношениях мужчины и жен­щины в семье.

8. Построение теоретических моделей брака и семьи. Модель «нормальной» семьи (по В. Н. Дружинину).

9. Семья как система: социально-психологические характери­стики процессов и отношений. «Счастливая» и «несчастли­вая» семья.

10. Эмоциональные отношения в семье: виды, их динамика, фак­торы стабилизации, значение.

11. Проблема мотивов вступления в брак и создания семьи.

12. Проблема совместимости и удовлетворенности браком: пси­хологический климат семьи.

13. Социальная власть и ролевая структура семьи.

14. Общение, установки и ценности супругов, их влияние на се­мейные отношения.

15. Общение и взаимодействие в семье: правила, нормы, модели коммуникации (по В. Сатир).

16. Агрессия и насилие в семье. Проблема диагностики насилия в семье. Помощь жертвам семейного насилия.

17. Семья и психологическая травматизация личности — алко -гольная семья, дети алкоголиков.

18. Личность в семейных отношениях: самооценка, самоактуа­лизация, развитие.

19. Семья как источник личностной деформации по Р. Скиннеру.

20. Нарушения супружеских и семейных отношений — причины, проявления, коррекция.

21. Развод и его последствия. Развод и дети, помощь пережива­ющим развод.

22. Психологические проблемы неполной семьи. Семьи с нерод­ными детьми.

23. Воспитывающая семья: проблемы детско-родительских от­ношений.

24. Сиблинги в семье, влияние порядка рождения в семье на ста -новление личности.

25. Конфликты в семье, пути решения, семейные копинг-стра­тегии в трудных жизненных ситуациях.

2 6. Психология одиночества. Помощь одиноким людям в созда -нии семьи.

27. Психология пола и семейные отношения. Стереотипы и ди­намика феминности и маскулинности. Проблема андрогин-ной личности.

28. Психологическая диагностика семейных отношений: подхо­ды, методы.

29. Методика рисунка семьи (модификации Г. Хоментаускаса, А.И. Захарова).

30. Возможности психологической коррекции и психотерапии семейных отношений.

31. Особенности женской психологии, их влияние на семейные отношения (3. Фрейд). Значение изучения архетипа матери (поК. Г. Юнгу).

32. Семья в системе родственных связей. Изучение семейного дерева методом геносоциограммы.

33. Книга В. Сатир «Как строить себя и свою семью» (1992).

34. КнигаР. Скиннера, Дж. Клииза«Семья и как в ней уцелеть» (1999).

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

3. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бо-далева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.

4. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995.

5. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

6. Хорни К. Психология женщины / Соч. в 3-х тт. Т. 1. М.: Смысл, 1997..

7. Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ. Психология и психотера­пия семьи. СПб.: Питер, 1999.

8. Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение / Конфлик­ты детской души. М.: Канон, 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.: НПО Прагма, 1997.

2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологичес­кое консультирование. М.: НФ Класс, 2002.

3. Анциферова А. И. Условия деформаций развития личнос­ти. Новые исследования. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

5. БеттелъгеймБ. Любим ли я... Диалог с матерью. СПб.: Ювента, 1998.

6. БреттД. «Жила-была девочка, похожая на тебя...». Пси­хотерапевтические истории для детей. М.: НФ Класс, 1996.

7. Бурлачук А. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2002.

8. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Мос­ковского университета, 1984.

9. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. М.: НФ Класс, 1994.

10. Винникотт Д. В. Игра и реальность. М.: Ин-т общегума­нистических исследований, 2002.

11. Витакер К. Полночные размышления семейного психотера -певта. М.: НФ Класс, 2000.

12. Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы разви­тия семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпиричес­кое обоснование. СПб.: Филиал института социологии РАН, 1994.

13. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003.

14. Джидаръян И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удов­летворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое иссле -дование / Сознание личности в кризисном обществе. М.: Ин­ститут психологии РАН, 1995.

15. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциаль­ной психологии. М.- СПб.: ПЕР СЭ, 2000.

16. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской се­мьи от родительской // Вопросы психологии. № 2, 1998.

17. Захаров А. И. Детские неврозы. Психологическая помощь родителям и детям. СПб.: РЕСПЕКС, 1995.

18. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Самара: Изд-во Самарского ГПУ, 1998.

19. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет суп -ружества // Вопросы психологии. 1983. № 3.

20. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000.

21. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвеще­ние, 1979.

22. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во Санкт-Петер­бургского университета, 2000.

23. Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Сост. Н. Е. Покров­ский. М.: Прогресс, 1989.

24. АабунскаяВ. А., МенджерицкаяЮ. А., БреусЕ. Д. Пси­хология затрудненного общения. М.: Academia, 2001.

25. Лосева В. К. Рисуем семью: Диагностика семейных отноше­ний. М.: А.П.О., 1995.

26. МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

27. Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и де­виация) // Под ред. И. Е. Исениной. Иваново: Изд-во Ива­новского госуниверситета, 2002.

28. Mud M. Культура и мир детства. М.: Главная редакция вос­точной литературы изд-ва «Наука», 1988.

29. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический Проект, 2001.

30. Миллер А. Вначале было воспитание. М.: Академический Проект, 2003.

31. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М.—Воронеж: Институт практической психологии, 1998.

32. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая за­щита у детей. СПб.: Речь, 2000.

33. Пери Г. Как справиться с кризисом. М.: Педагогика-Пресс, 1995.

34. Психотерапевтическая энциклопедия / / Под ред. Б. Д. Кар-васарското. СПб.: Питер, 1999.

35. ПэппП. Семейная терапия и ее парадоксы. М.: НФ Класс, 1998.

36. Ремшмидт X. Подростковый возраст. Проблемы становле­ния личности. М.: Мир, 1994.

37. Ромицина Е. Е. Роль родительской семьи в возникновении и развитии неврозов у подростков / / Обозрение психиатрии и медицинской психологии ПНИ им. В. М. Бехтерева. 1998. №2.

38. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Academia, 2000.

39. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М.: НФ Класс, 1996.

40. Селтман М. Э. Как научиться оптимизму. М.: Вече, 1997.

41. Семейная психотерапия. (Хрестоматия) / Сост. Э. Г. Эйде-миллер и др. СПб.: Питер, 2000.

42. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х томах. М.: ЭКСМО-пресс, 1999.

43. Сталин В. В., Романова Т. А. Опросник удовлетвореннос­ти браком // Вестник Московского университета. 1984. Се­рия 14. № 2.

44. ТащеваА. И. Сочетание стратегий воздействия в работе с деструктивными взаимоотношениями в семье // Ежегод­ник РПО: Психология и практика. Вып. 2. Ярославль, 1998. Т. 4.

45. Тугайбаева Б. Н. Любовь и насилие // Ежегодник РПО: Психология и практика. Вып. 2. Ярославль, 1998. Т. 3.

46. Харламенкова Н. Е. От эффектов самоутверждения лично­сти к его внутриличностным коррелятам: анализ психологи­ческих механизмов защиты // Российский менталитет. М.: Институт психологии РАН, 1996.

47. ФернхемА., ХейвенП. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.

48. Фонтана Д. Как справиться со стрессом.

49. Фрейд3. Женственность. 33-я лекция / Введение в психо­анализ. Лекции. М.: Наука, 1995.

50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: Попурри, 1998.

51. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.

5 2. Черников. Системная семейная терапия: Интегративная мо -дель диагностики. М.: НФ Класс. 2002.

53. Чумакова Е. В. Психологическая защита в системе детско-родительскихотношений. Автореф. дисс... канд. психол. наук. СПб., 1998.

54. ШерманР., ФредманН. Структурированные техники се­мейной и супружеской терапии. Руководство. М.: НФ Класс, 1997.

55. Шутценбергер А. А. Синдром предков. М.: Изд-во Инсти­тута психотерапии. 2001.

56. Шилов И. Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика се­мьи). Практикум. СПб.: Петрополис, 2000.

АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ

В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ (СПЕЦКУРС)

До недавнего времени проблема насилия в семье и следующие за этим психологические расстройства не были темой для широкого обсуждения в нашей стране, в отличие от Запада, где данной про­блемой психологи занимаются на протяжении нескольких десяти­летий. Сегодня в состоянии нашего общества проявляются ряд тен­денций, указывающих на важность изучения последствий различных форм насилия. Во-первых, во времена дестабилизации ухудшается криминогенная обстановка и интенсифицируются проявления де-виантного поведения. Во-вторых, по мере развития общества у каж­дого человека растет необходимость в личной свободе и безопасно­сти, что обязывает острее реагировать на преступления против личности.

Цель спецкурса: ознакомить студентов с разнообразием подхо­дов, форм и методов психологической помощи личности, находя­щейся в кризисной ситуации, а также с основными теоретическими позициями психологии насилия.

Задачи спецкурса:

1) введение в кризисную ситуацию;

2) формирование профессиональной позиции при работе с кри­зисными состояниями;

3) ознакомление с практическими методами психологической помощи при насилии;

4) формирование навыков оказания психологической помощи и самопомощи в критических ситуациях.

В итоге усвоения курса «Агрессия и насилие в семейных отно -шениях. Психологическая помощь в кризисной ситуации» студен­ты овладевают следующими знаниями:

5) об общих (базовых) теоретико-методических понятиях, от­носящихся к психологии кризиса и насилия;

6) о психологических особенностях семьи, в которой становит­ся возможной ситуация насилия;

7) о признаках и последствиях физического наказания детей в семье.

Студенты приобретают навыки и умения по подбору способов и видов оказания психологической помощи в кризисных ситуациях.

Тематический план

№ п/п Наименование темы Всего часов Всего аудитор­ных Лекции
  Введение в проблематику кризисной психологии      
  Агрессия и насилие в семье      
  Физическое наказание детей в семье      
  Особенности психологической помощи клиентам в кризисной ситуации      
  ИТОГО:      

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение в проблематику кризисной психологии.

Понятия «кризис» и «кризисная ситуация» в отечественной и зарубежной психологии. Проявление жестокости в современном мире как социально-психологическая проблема общества.

Психологический портрет личности, находящейся в кризисе. Стратегии совладания (копинг-стратегии) с кризисными ситуаци­ями.

Тема 2. Агрессия и насилие в семье.

Агрессия и насилие: определение и понятие в психологии. Виды насилия: физическое, психологическое, сексуальное, домашнее. Статистика МВД, кризисных центров и т. д. Цикл домашнего на­силия. Мифы о насилии. Семейные факторы риска, провоцирую­щие насилие. «Тиражируемость» насилия в последующих поколе­ниях.

Тема 3. Физическое наказание детей в семье.

Синдром «child abuse». Культурно-исторический аспект пред­ставлений о применении физических наказаний детей в семье. По­нятие регулярного физического наказания. Признаки жестокого обращения у детей и подростков. Последствия физического нака­зания детей.

Тема 4. Особенности психологической помощи клиентам в кризисной ситуации.

Интервью - расследование и терапевтическое интервью.Особен­ности оказания психологической помощи детям — жертвам наси­лия. Методы психологической помощи пострадавшим от насилия (создание доверительных отношений, работа с «безопасным лис­том», элементы телесно-ориентированной терапии и арт-терапии).

Вопросы к зачету

1. Понятие «кризиса» и «кризисной ситуации» в психологии.

2. Совладеющее поведение детей и взрослых в кризисной си­туации.

3. Психологические особенности личности, переживающей кри -зис.

4. Насилие: понятие и виды.

5. Домашнее насилие. Семейные факторы, предрасполагающие к насилию.

6. Домашнее насилие. Цикл домашнего насилия.

7. Признаки насилия у детей и подростков.

8. Последствия насилия у детей и подростков.

9. Особенности социальной защиты жертв насилия в современ -ном обществе.

10. Агрессия и насилие. Понятие. Их отличительные особенности.

11. Синдром «child abuse». Понятие.

12. Физическое наказание как дескриптор (признак) деструктив -ных детско-родительских отношений.

13. Особенности семьи, применяющей насилие к детям.

14. Особенности оказания психологической помощи детям — жертвам насилия.

15. Методы психологической помощи пострадавшим от насилия.

Основная литература

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. БэронР., Ричардсон А- Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

3. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., РИПКРО, 1997.

4. КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

5. КуфтпякЕ. В. Некоторые аспекты проблемы насилия в се­мье // Психология и практика: Сборник науч. тр. Вып. 1 / Отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001

6. КуфтякЕ. В. Работа с родителями, применяющими физи­ческие наказания // Социальная работа в современных ус­ловиях: проблемы и перспективы: третья международная на­учно-практическая конференция. Вологда, 2002.

7. Лангмейер Й.,МатейчекЗ. Психическая депривация в дет­ском возрасте. Прага, Авиценум, 1984.

8. Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. М., 1998.

9. Нравственность, агрессия, справедливость (Сокращенноеиз­ложение главы из книги Cruchfield R., Livson N., Elements of Psychology.N. Y., 1974) //Вопросыпсихологии. 1992. № 1.

10. Особенности личности при пограничных расстройствах и со -матических заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995.

Дополнительная литература

1. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Захаров А. И. Семейное воспитание и его дефекты // Соци­альная психология личности. Л., 1974.

3. НавайтисГ. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

4. Нортон К., Долан Б. Личностные расстройства у родителей и воспитание детей // Семейная психотерапия / Составите­ли Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. СПб., Питер, 2000.

5. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бода-

лева, В. В. Столина; НИИ общей и пед. психологии Акад. Пед. Наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. 6. ХъеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАНИЯ

С ТРУДНОСТЯМИ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СПЕЦКУРС)

Целью данного спецкурса является ознакомление студентов с основными направлениями концепций детско-родительских отно­шений и подходами к пониманию совладающего (копинг) поведе­ния личности и семьи.

Основными задачами спецкурса являются:

1) изучение концептуальных подходов к пониманию совладания в зарубежной и отечественной психологии;

2) изучение компонентов родительского отношения, трудностей детско-родительских отношений и особенностей совладаю­щего (копинг) с трудностями поведения родителей и детей в разных семейных системах;

3) формирование навыка системного видения семьи;

4) повышение профессионального уровня, расширение профес­сиональных знаний и умений.

В итоге усвоения спецкурса «Особенности совладания с труд­ностями детско-родительского взаимодействия в семье» студенты овладевают следующими знаниями:

о теориях (концепциях) детско-родительских отношений

(ДРО);

о современных подходах к изучению и пониманию совладающего (копинг) поведения;

об особенностях совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия в «условно благополучной» / деструктивной семье.

Студенты приобретают навыки и умения:

1) анализа основополагающих исследований по психологии со-

владания и ДРО; 2) рассмотрения различных подходов к работе с семьей и детьми.

Тематический план

№ п/п Наименование темы Всего часов Всего аудитор­ных Лекции
  Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений      
  Семья с ребенком: семейный стресс и воспитание детей      
  Феномен совладеющего поведения      
  Особенности совладеющего поведения в семье с ребенком      
  ИТОГО:      

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Теоретические подходы к изучению детско^роди­тельских отношений.

Родительское отношение (РО) и детско-родительское отноше­ние (ДРО). Понятия. Компоненты РО: эмоциональный, когни­тивный, поведенческий. Динамическая двухфакторная модель РО (Е. S. Shaefer, R. A. Bell). Типы РО и стили поведения родителей (А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. С. Спиваковская, Е. О. Смирно­ва, Э. Г. Эйдемиллер). Основные параметры детско-родительско­го взаимодействия.

Концепции ДРО в зарубежной психологии (А. Адлер, Дж. Бо-улби, К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм).

Тема 2. Семья с ребенком: семейный стресс и воспитание де­тей.

Стресс и стрессор. Нормативные стрессоры. Понятия. Модели семейного кризиса и стресса (R. НШ, R. Lazarus, H. Me. Cubbin). Современные представления о «семейном стрессе». Трудности и стрессоры на различных стадиях супружества: негативное отноше­ние супружеской пары к появлению детей, перераспределению се­мейных ролей и перестройка взаимоотношений при появлении ре­бенка в семье, занятость матери, помещение ребенка во внесемейные институты, родительство как стресс (принятие и осу­ществление родительской роли).

Тема 3. Феномен совладающего поведения.

Понятие «coping» в современной психологии. Аналоги понятия. Функции психологического преодоления.

Разграничение психологической защиты и копинг-поведения (схема анализа В. А. Ташлыкова). Виды и варианты копинг-пове-дения (R. Moos, H. Weber, H. Endler, P. Parker, R. Lazarus, S. Folkman).

Отечественный междисциплинарный подход к изучению совла­дающего поведения: теории информационного стресса и адаптации (В. А. Бодров, Л. А. Китаев-Смык), личностно-ценностный под­ход (Л. И. Анцыферова), клинический подход (Н. Ф. Михайлова, И. М. Никольская, В. М. Ялтонский). Основные (базовые) стили совладающего поведения и ситуативно-специфические стратегии.

Психодиагностические методики: опросник CISS («Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»), опросник WCQ («Опросник способовсовладания»), опросникMCI («Копинг-поведениев суп­ружестве»), опросник копинг - стратегий детей младшего школьного возраста.

Тема 4. Особенности совладающего поведения в семье с ре­бенком.

«Здоровая», уязвимая и регенеративная семья: реагирование на «нормативные» трудности.

Копинг-поведение семьи. Специфика совладающего поведения в здоровых семьях (Н. Ф. Михайлова, Ф. ф. Флорес Буэно, М. Па-падопулу).

Семейные и личностные ресурсы семьи. Функциональные ко-пинг-стратегии, используемые родителями.

Особенности совладающего поведения в «нормальных» семьях на разных этапах жизненного цикла (Н. О. Белорукова).

Совладеющее поведение в деструктивной семье (Е. В. Куфтяк).

Механизм влияния совладающего поведения родителей на эф­фективность адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения (М. В. Сапоровская).

Спецкурс завершается устным зачетом, на котором студенты решают практические задачи и ситуации, посвященные детско-ро­дительским отношениям.

Основная литература

1. Абабков А. В., ПерреМ. Адаптация к стрессу. Основы тео­рии, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.

2. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных услови­ях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 1.

3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лек­ционный курс. СПб.: Речь, 2001.

4. Горьковая И. А. Стратегии копинг-поведения у подростков-правонарушителей / / Психология человека: интегративный подход: Сб. научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

5. Гущина Т. В. Дети в семье и без семьи: сравнительное иссле­дование совладающего поведения детей младшего школьного возраста // Психическое здоровье и социально-психологи­ческая поддержка детей и подростков: состояние и перспек­тивы (Материалы межрегиональной научно-практической конференции) / Сост. Т. Л. Крюкова, В. А. Соловьева, О. В. Сосидко. Кострома, 2002.

6. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

7. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

9. Крюкова Т. А. О методологии адаптации опросника диагно­стики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 1. / Отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.

10. КуфтякЕ. В. Социально-психологический подход к исследо­ванию совладающего поведения в деструктивной семье // Се­мья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совла­дающего поведения в семейном контексте / Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.

11. Куфтяк Е. В. Психологические механизмы совладающего поведения и преодоление трудностей детьми в семье / / Пси­хология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Отв. ред. В.А. Со­ловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002.

12. Аазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследо -вания // Эмоциональный стресс — физиологические и пси­хологические реакции / Под ред Л. Леви. Л.: Медицина 1970.

13. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе поня­тий психологии личности // Психологический журнал. Т 18 1997. № 5.

14. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая за­щита у детей. СПб.: Речь, 2000.

15. Сапоровская М. В. Родители и дети: к вопросу о детерми­нантах детско-родительских отношений // Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 1. / Отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.

16. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Се­мейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белорукова Н. О. Семейные трудности и психологическое со -владание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи / / Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии

совпадающего поведения в семейном контексте / Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

2. Билъгилъдеева Т. Ю., Крюкова Т. Л. О возрастных аспек­тах копинг-поведения // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000.

3. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. № 4.

4. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н. М. Падалко. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

5. Винникотт Д. В. Разговор сродителями / Пер. с англ. М. Н. По-чукаевой, В. В. Тимофеева. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

6. Типпенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2001.

7. Синягина Н. Ю. Психолого - педагогическая коррекция дет -ско-родительских отношений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛА-ДОС, 2001.

8. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995.

9. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. Т. 1.

10. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегратив-ная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: