НП «УПО «ЭКСПРЕСС УрГУПС»
Краткий курс лекций
Для студенческих групп, обучающихся
По профессии «Проводник пассажирского вагона»
Г. Екатеринбург
Общетехнический курс
Дисциплина 1 - Общий курс железных дорог
Общие сведения о железнодорожном транспорте
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение. Железнодорожные перевозки в значительной мере влияют на состояние российской экономики. В связи с географическими условиями страны и особенностями размещения производства основные объемы перевозок товаров выполняются железнодорожным транспортом, а средняя дальность перевозок в Российской Федерации в 3-5 раз выше, чем в Западной Европе. Поскольку стоимость железнодорожных перевозок существенно влияет на эффективность промышленного производства в России, для поддержания ее экономики необходимо максимально снизить железнодорожные тарифы.
|
|
Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.
Сооружения и устройства путевого хозяйства
Все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Сооружения и устройства железных дорог должны соответствовать требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских - 140 км/ч, грузовых - 90 км/ч.
План и профиль пути
Железнодорожный путь в отношении радиусов кривых, сопряжения прямых и кривых, крутизны уклонов должен соответствовать утвержденному плану и профилю линии.
Станции, разъезды и обгонные пункты, как правило, должны располагаться на горизонтальной площадке; Для предупреждения самопроизвольного выхода вагонов на другие пути должно предусматриваться устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков или стрелок.
План и профиль главных и станционных путей, а также подъездных путей, принадлежащих железной дороге, должны подвергаться периодической инструментальной проверке.
Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения
Ширина земляного полотна, поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути.
Рис 1.1. Земляное полотно