Цели и задачи основного периода:
· поддерживать работу органов самоуправления в отряде;
· разнообразить виды и формы деятельности детей (сочетая отрядные и общелагерные дела);
· создать условия защищенности и комфортности для каждого ребенка (через доверие и взаимопонимание в отряде, учет психологических особенностей детей и т.п.);
· обеспечить возможность для самореализации каждого ребенка (учитывая интересы и склонности, индивидуальные особенности и способности детей);
· формировать коллектив отряда, развивая традиции лагеря в отряде и создавая собственные.
Основные дела отряда готовятся по следующей схеме:
1. Коллективное планирование дела (высказываются предложения, составляется план реализации, организуется работа в микрогруппах 5-7 человек).
2. Определяются творческие группы, которые отвечают за тот или иной аспект реализации (оформление, написание сценария, работа актеров, режиссера), при этом важно, чтобы каждый ребенок был занят какой-либо деятельностью.
|
|
3. Проведение дела.
4. Анализ дела (устный, письменный, цветопись и т.д.). Наиболее предпочтителен анализ дела на вечернем огоньке в кругу, где каждый ребенок может высказать свои эмоции, отношение, оценку своей и чужой деятельности. Задача вожатого – сделать этот разговор открытым и продуктивным, снять чувство неудовлетворенности, помочь детям найти положительные моменты для каждого ребенка и для отряда в целом, наградить отличившихся и создать атмосферу «мы».
Приведем ступени развития коллектива, разработанные А. Н. Лутошкиным (см. книгу «Как вести за собой»):
«Песчаная россыпь». Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей – и вроде все вместе, и каждый в отдельности. Нет того, что сцепляет, соединяет людей. Это можно объяснить тем, что люди плохо знакомы друг с другом, а, может, не хотят идти навстречу друг другу. Нет общих дел и общих интересов.
«Мягкая глина». В руках хорошего мастера глина легко поддается любому воздействию. В умелых руках детский коллектив может быть хорошим, слаженным, но если не прилагать усилий, он остается простым материалом, «куском обычной глины». Скрепляющим звеном в такой группе являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные и конфликтные, редко проявляется инициатива, не чувствуется поддержки, общение идет в замкнутых приятельских группировках.
«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел по правильному пути. В такой группе чувствуется поддержка, есть желание быть вместе. Эта группа имеет индивидуальность, однако им трудно работать вместе, трудно преодолевать трудности, не всегда хватает сил подчиняться коллективным требованиям. Инициатива редка.
|
|
«Алый парус». В этой группе действуют по принципу «один за всех – и все за одного», дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью. Хотя группа сплочена и инициативна, они не всегда способны преодолеть трудности и признавать свои ошибки.
«Горящий факел». Это – живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Эта группа устойчива в любых обстоятельствах.