Общая харак-ка западноевропейской философии ХХ века и основные ее направления (экзистенциализм, неотомизм,постпозитивизм,постмодернизм и др.)

Философия второй половины 19 и начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были:

1. Философия диалектического материализма, которая представляет из себя развитие, приминение к особенностям общественной жизни 20 столетия. Здесь проблема человека рассматривается через единство разумного и деятельного начала. 2. Философия позитивизма и неопозитивизма,берущее свое начало со 2-й половины 19 века. Родоначальником позитивизма был французский философ Огюст Конт. он выдвигает в качестве предмета философии позитивистское знание, т.е знание, которое дается положительными науками, особенно естественными. Позитивистские идеи были развиты в работах Спенсера. В 19-20 веке она переходит в философию критического опыта. В рамках этого направления исследуется опыт, прежде всего физический. Это было вызвано глубоким кризисом в естествознанииНачиная с 20-х годов возникает неопозитивизм, который ставит перед собой задачи исследование языка науки, характера соотнесенности понятия и слова, а так же ряд других задач, обусловленных особенностями научного знания. Философия экзистенциализма — также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Ницше и А. Шопенгауэра. В отличие от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая, что он и должен быть предметом философии. Эта философия сформировалась в 20-х годах. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Ясперс. Они уделяли большое внимание экстремальным условиям, «пограничной ситуации”, в рамках которой наиболее полно раскрывается экзистенция индивида. Философия экзистенциализма оказала большое влияние на искусство. Т.о в экзистенционисской теории человек рассматривается в единстве разума и чувства.

Философия неотомизма стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году.С точки зрения этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен придти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры. Постмодернизм — это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой «культуры» к мертвой «цивилизации». постмодерн — западное явление, что это фаза развития именно западной культуры, начало процесса ее саморазрушения. Философы постмодерна доказывают искусственный «насильственный» характер основных категорий западной рациональности.

11.​ Возникновение, основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Дискуссии славянофилов и западников по проблеме путей исторического развития России и их современный смысл.

Истоки: на кануне крещения Руси, мировоззрение базировалось на язычестве (соответствовало складу мышления человека). Мир представляется человеку как единый живой космос, охватывающий небо, землю, наводную и подводную стихии. Малозаметный прогресс техники создавал иллюзию стабильности. В недрах язычества фил-я не могла зародиться и лишь в эпоху христианства у славян происходят сдвиги в мировоззрении идеологии. С принятием мировой религии Русь стала полноправным партнером государства, цивилизованного мира. На Русь стали завозиться библейские книги, хранящиеся в монастырях, церквях (+летописи, военные хроники), богословие становилось господствующей идеологией, фил-я в своих истоках носила религиозный характер и отражала особенности феодального общества. ФИЛ-ОБЩ-я МЫСЛЬ: Феофан Прокопович (идеолог из ученой дружины Петра 1): вопрос о соотношении светской и духовной власти (БОГ и церковь, государь: двоевластие). Двоевластие светской и духовной власти на пути соц. и полит. преобразований. Для прогресса было необходимо преобладание гос. власти. Первым р. мыслителем мир. уровня был Ломоносов — гениальный ученый-энциклопедист. Радищев – отстаивал материалист фил-ие позиции, считая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал проблемы человека. Выдающимся рус. философом и социальным мыслителем был Чаадаев. Его общефил. концепция — дуалистическая. Физ. мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Сознание чел не подчин мех з акономерностям природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение. Человек есть объективное единство 2 миров — физ и духовного.Своеобр. направлением в Р фил явились воззрения славянофилов Хомякова и Киреевского. В центре их внимания наход. судьбы Р и ее роль в мир истор. процессе. В самобытности истор прошлого видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап. культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. Развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел. и обществеМатериалисты Белинский, Герцен и т.д. являлись не только филос. теоретиками, но и идеологами р. Рев. демократии. После глубокого увлечения гегельянством р. фил повернулась в сторону мат-ма. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отнош. к сознанию, идею о том, что сознание есть св-во не всей, а только высокоорганиз. материи – мозга.Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев. Общественно-истор задача ф — спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения — идея положительного всеединства

Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус. общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им – Западники. С. интересовала славянская религия Православие, противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга для России: — православие; — самодержавие; — народность (общинная жизнь).Кириевский И. В. — Моск. Ун-т., Берлинский Ун-т. Издавал ж. «Европеец», когда запретили — «Москвитянин». Его фил. сочетает в себе религиозность, мистицизм, патриотизм. Гносиолозия: 2 формы познания: — отвлеченно-рациональная (господств. в Зап. Евр., критикует ее); — живая (характерна для России, связана с православной религией). Об-во. опред. религией. Одобряет не сопротивление злу, осутствие классового расслоения, миролюбивая политика.Хомяков А. С. сдал экстерном экзамены в Мос. ун-т на степень кандидата матем. наук. Онтология: мир явлений возникает из свободы воли, волящего разума бога. История: истор. чел-ва должна рассматриваться из — восточная: теизм (1 бог), почитание духовного начала в провосл. христ. религии. одного начала, на основе той или иной религ. теории. 2 формы религии: — кушинская западная: магия, натурализм, пантеизм, поклонение вещам, язычество(воплощ. в католицизме) — иранская Гносиология: рационалист(мир познается синтезом всех духовных сил человека, не от разума, а от веры). Соц.-полит. воззрения: сторонник феодального социализма (идеализированный общинный строй, отмена крепостного права). Пролетаризация отрицательное явление.Западники представители политич. и идеалистич. философского течения рус. общ. мысли 19 в. З-и: у Рос. нет особого пути развития, она должна идти по пути истор. разв. стран Зап. Европы, за отмену креп. права. Разрешает проблему физического и духовного миров; они существуют параллельно, созданы Богом. Достижения зап.-евр. цивилизации связывают с католицизмом, кот. объединил народы Зап. Евр. Рав-во м-ду матер. и дух. явлениями. Признают атомную теорию. Материальная природа — это постоянная работа атомов. Атомы воспроизводят мат. природу, идеи — духовную. Пути познания физ. и дух. миров различны, т.к. физ. мир — мир конечных вещей, а в дух. мире проявляется бесконечность и свобода. В нравственном законе чел. полностью свободен. Любовь к Родине, свободная Р., отмена креп-ва. Герцен следуя Фейербаху становится последовательным материалистом. Идея: тесной связи ф. с естествознанием. Принцип единства бытия и мышления. Критикует агноцистизм: наше познание безгранично. Чувственное познание — природный предшественник мысли; истиное знание — союз опыта и обощения. Отказ от креп-ва мирным путем, но когда это произошло встали проблемы: крестьяне не получили землю, выкупные платежи. осознал необход. революции.

12.​ Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А. Флоренский, и др.). Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.).

Яркой страницей духовной жизни России начала XX века была религиозная философия, которая, по убеждению ее создателей и исследователей, стала символом эпохи, квинтэссенцией теоретических и нравственных исканий российской интеллектуальной элиты. Особый интерес привлекают две наиболее крупные фигуры русского религиозно-философского ренессанса начала XX века — Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) и Николай Александрович Бердяев (1874-1948).

Основные вехи их философского пути были общими: оба пришли к религиозной философии, пережив разочарование в марксизме; совместно участвовали во многих культурных инициативах того времени: деятельности Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, издательства «Путь», в эпохальных сборниках «Вехи» и «Из глубины»; оба в 1922 году в числе многих других русских мыслителей были насильственно высланы из Советской России; наконец, для каждого из них годы парижской эмиграции стали временем творческой зрелости и новых организационных начинаний. Если добавить, что мыслителей связывала личная дружба, — станет понятно, почему современники объединяли их шутливыми прозвищами: «Булдяев» или «Бердяй Булгакович»1. Поиски нравственного идеала на пути духовного обновления легли в основу явления, названного русским религиозным ренессансом.Сразу необходимо сказать о некоторой условности термина: с одной стороны, он выражал не столько возрождение («ренессанс»), сколько возврат к религиозной философии после недолгого (80 — 90 гг.) увлечения идеями позитивизма и марксизма. Не случайно представители «нового религиозного сознания» начали с ревизии марксизма. Можно сказать, что интенцией «нового религиозного сознания» было критическое переосмысление марксистских идей. С другой стороны, религиозно-философский ренессанс был явлением, охватившим всю духовную жизнь российского общества, и имел общекультурное содержание. Поэтому более точно было бы говорить о двух ветвях русского религиозно-философского ренессанса — философской, представленной главным образом философами, прошедшими через увлечение марксизмом («кающимися марксистами»), и культурно-эстетической, представленной русскими символистами. Таким образом, в своей сути русский религиозно-философский ренессанс был уникальным состоянием общественной мысли, охватившим все ее проявления — философию, богословие, литературу, поэзию, результатом которого стал беспрецедентный взлет интеллектуального и художественного творчества. Ему сопутствовала столь же беспрецедентная социально-культурная активность интеллигенции, выразившаяся в появлении разнообразных кружков, обществ и т.п., в проведении всевозможных вечеров, диспутов, собраний Космизм – совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость – общая черта космистов. Западная философия – пессимистичный взгляд. Россия – гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм: естественнонаучный, религиозный. Естественнонаучный космизм, зачем? Естественнонаучное объяснение – учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки – геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский – биоритмы. Вернадский – создатель теории ноосферы. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа — такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир. Человек – участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера — сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы — надо использовать ресурсы космоса. Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звезд много, планет много — должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

13.​ Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития.

1) Предфилософский этап (X-XII вв.): распространение христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей.2) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII вв.): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Скорина – идея общего блага, достигаемого с помощью права. Гусовский, Будный – антитринитаризм (неприятие троичности Бога), отрицание божественности Христа, загробного мира, признание диалектики прирожденным качеством человека. Тяпинский, Сапега. 3) Схоластика (конец XVII — первая половина XVIII века): господство ордена иезуитов (Смотрицкий, Тылковский, Залусский). В противовес – атеизм Лыщинского. 4) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества (Нарбута, Стройновский, Чечот, А. Мицкевич). 5) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): акцент на проблеме национального возрождения. Философски значимыми становятся темы национального самосознания, самоидентичности (Купала, Колос, Богушевич, Абдиралович). 6) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры. 7) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.

14.​ Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации материи.

Бытие – исходная категория философии, в которой фиксируются убеждения человека в существовании окруж. мира и самого чела. Понятие бытия включает в себя объективную и субъективную реальность. Если бытие рассматривать как объективную реальность, то оно превращается в материю, которая определяется субъективной реальностью. Такое понимание характерно для философии материализма, для которого материя становится исходной антологической категорией. Если бытие отождествляется с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание, дух, идея, которое выступает как исходная антологическая категория в философии идеализма. Т.о снятие неопределенности бытия ведет к материалистическому или идеалистическому пониманию мира. Основные формы бытия:

1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь делятся на: б. вещей, процессов, состояний природы, б. природы как целого, б. вещей и процессов, произведённых ч-ком;

2) б. человека, которое делится на б. человека в мире вещей и специфическое чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индивидуальное духовное и объективированное (неиндивидуальное) духовное; 4) б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (б. отд. человека в обществе и процессе истории) и б. общества.

Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю .Материя – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Материя – первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Свойства материи: конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность, системность, масса и энергия и т. д. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи. Этапы понимания материи:1. Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. 2. Этап философско-гносеологического представления о материи.

3. Этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи.

Философский кризис — «Материя исчезла”. Этот кризис связан с утратой представления о материи как о веществе. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математ. моделям. Некоторые предали при этом материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Материя — бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.

15.​ Философский смысл понятий движения, пространства, времени. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь.

Пространство — это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация). Пространство и время — общие формы координации материальных объектов и их состояний.Они являются не только формами созерцания, но и объективными характеристиками бытия Существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к бытию. Одну можно назвать субстанциальной концепцией, другую – реляционной. «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время». Теория относительности А. Эйнштейна — это случай плодотворного взаимодействия философии с наукой, когда последняя, подтверждая свою истинность практикой, обуздывает философский плюрализм. После появления и утверждения в научном мышлении теории относительности, о пространстве и времени мы можем уверенно сказать, что они вовсе не представляют из себя субстанцию, а лишь формы ее движения, меняющиеся в зависимости от изменения последнего, от его, например, скорости.Производный относительный характер пространства и времени имеет гораздо более общую форму, чем нам об этом говорит учение Эйнштейна. Дело в том, что пространство и время зависят также от видов, форм движения материи. Философия о движении, пространстве и времени. Пространство:

• трехмерно;• однородно (равноправие всех его точек); • изотропно (равноправие всех его направлений). Время — совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.Время:- одномерно;- однородно (равноправие всех моментов времени); - необратимо. Всеобщие свойства: • объективность пространства и времени; • всеобщность пространства и времени

В науке исторически сложилось две концепции в понимании движения:

1) Метафизический субстанциализм — объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений. Движение — нечто внешнее, налагающееся на объект, абсолютизация субстанции (Метафизический материализм) 2) Идеалистический релятивизм — отрицание субстанции вообще, провозглашение чистого движения, существующего без всякого носителя, абсолютизация движения (Идеализм).В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Существует несколько качественно различных форм движ. материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная… Они имеют общие закономерности, свойственные всяким уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж. в том, что высшее включает низшее однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим. соединениях).

16.​ Развитие как философская проблема. Диалектика как философская теория развития. Синергетика и проблемы глобального эволюционизма в современной картине мира.

Процесс развития — это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Диалектика в своем развитии прошла 3 этапа: 1. Стихийная диалектика древних(Гераклит, Сократ, Зинон, Парменид). 2. Диалектика немецкой классической философии. Оформление диалектики в с-му понятий, законов и категорий происходит у Гегеля. 3. материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс).статус: развивается и природа, и общество, и человеческое сознание. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная-о развитии мира. Субъективная:а).отражение объективной диалектики в мышлении;б)специфические законы человеческого мышления;в)теория диалектики. Различают позитивную и негативную диалектику. Позитивная-представлена разработкой отдельных диалектич.идей и закономерностей(Сократ). Негативная0отрицание истинности и сущности всего того, что содержит в себе внутреннее противоречие (Парменид, Зинон). Альтернативы диалектики. Не сущ. Альтернатив объективной диалектики, но сущ. Альтернативы субъективной.1). Догматизм_ ставит под сомнение относительность человеческих знаний.2).Релятивизм- абсолютизирует относительность знаний.3). Скептитизм-абсолютизирует неполноту знаний. В последнее время в качестве альтернативы диалектики рассматривается синергетика. Центральные понятия в синергетике:неустойчивость, нелинейность, неравномерность, открытость, альтернативность, хаос, порядок, случайность.Проблема самоорганизации материальных систем в 20 веке стала одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Но обе эти области исследования имеют дело, в основном, с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов. Решение этой задачи взяла на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой (основоположники Г.Хакен и И. Пригожин), — область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых системах. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующих структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., но суть этих процессов удалось раскрыть позже, в частности, на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении. Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Можно утверждать, что именно синергетика на настоящий момент является наиболее общей теорией самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизмы структурогенеза, в её рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем. Центральными понятиями являются: неустойчивость, нелинейность, неравновесность, открытость, альтернативность, хаос, случайность, точка бифуркации (точка ветвления), диссипативная структура (структура, существующая на грани порядка и беспорядка).

Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она исходит из следующих принципов: системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами — космическая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью.

Глобальный эволюционизм — результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биологии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).

В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно И. Н. Моисееву, следующие исходные принципы:

• Вселенная — это единая саморазвивающаяся система;

• эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;

• во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

17.​ Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования и развития человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.

Понятие природы является одним из наиболее обобщенных философских понятий. Предельно широкое значения термина природы- это все сущее, весь мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом значении понятие природа совпадает с такими научными понятиями, как бытие, реальность, космос. Узкое значение термина природы – естественная среда обитания человека, так называемое малая природа. В современной философии существует и широкое, и узкое понимание природы- малая и большая природа взаимосвязаны. Широкое распространение получили и размытые определения природы: природа- дом человечества и др.. Образы природы: В рамках Античной философии для обозначения природы вводилось понятие физис. Физис понимается как: 1) сущее как таковое; 2) внутренняя сущность предмета.

В Новое время происходит существенное трансформация понятия природы. Получают развитие новые значения.Природа становится объектом естественных наук. Физис преображается в натуру. Натура- естественное бытие природных явлений. В современной философии выделяются 3 исторических типа взаимодействия человека и природы: мифологический (подчинение человека природе); научно – технологический (господства человека над природой); диалогический (гармония человека природы). Техносфера — это период и особый тип связи с природой, которая познается и объясняется на глубину целенаправленного практического усилия человека. Понянтие «разумный” сближается по смыслу с понятием извлекающий пользу. Практика, практический успех становится критерием истины. ЭП — отражает расточительное отн-ие чел-ка к природе. Зависимость чел-ка от природы $ всегда, но изм-сь диалектически. С одной ст., чел-к повышал свою защищенность от стихии, с др. ст., тенденции возрастания зав-ти чел-ка от природы. Взаимодействие носит исторический хар-р. 2 позиции: Бэкон — природа предназначена для чел-ка — природа -мастерская, а чел-к в ней работник; Руссо — Гармония отн-ий чел-ка и природы. Чел-к часть природы, ее дитя. Он д. отн-ся к природе как дитя к матери. 1ая победила, т.к. соотв-ла кап. общ-ву. Негативные последствия — сер. 19в. — эрозия почв, уничтожение отд. видов животных и растений. Какую роль играет природа в соц. прогрессе? Монтескье — природа — гл. ф-р, чел. цив-ция зародилась в р-нах с благоприятным климатом. Географич. детерминизм: преувеличение роли прир. ф-ров®геополтика — 2 аспекта — теор. и практ. — Т.: геогр. Условия страны — гл. ф-р, опр. внутр. и внеш. политику — захватническая.

Природа разрушена — болезни — нарушение генотипа — накопление негатив. мутаций. Путь решения — изм-ие типа цив-ции.

18.​ Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.

Антропогенез — процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Поскольку возникновение физического типа человека происходило одновременно с образованием общества как надприродной системы связей между индивидами, проблема антропогенеза в философии и науке интерпретируется одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокульту-рогенеза.На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплексом наук, где исследования строятся’ттреимущественно на анализе гоминидной триады, под которой понимаются генетически закрепленные признаки, составляющие специфику человечества как биологического вида. К последним относятся: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение ее во многом приближает нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основные группы: креационистские и эволюционные.

Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание бога.Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования, соответственно для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога.В качестве современных модификаций креационизма выступают популярные сегодня уфологические концепции антропогенеза), объясняющие возникновение человека участием внеземного разума. Также, как и в классическом креационизме, акцент делается не на естественной эволюции человека из природы, а на чудесном вмешательстве высших сил в этот процесс.Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. сейчас каждый первоклассник печатает «мама мыла раму» на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.

Другой пример — происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны. Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми. Вторая причина заключается в премудр-ти чел. творений, каких бы высот она ни достигала,

19.​ Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл жизни и предназначение человека. Идеал всесторонне развитого человека.

Чел.-единственное существо, кот.осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. В связи с этим встает вопрос о смысле и цели жизни. Осознавая, что не вечен,чел.начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти.И вполне понятно, что эта тема важнейшая для каждого человека занимает в важнейшее место во всей культуре человечества.Поисками ответа на этот вопрос зан-лась и зан-тся мифология и различные религиозные учения,и искусство,и различные направления ф-ии.Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной жизни.Философский материализм отрицает возможность личного физического бессмертия. Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.Че-к как биологич индивидуальное сущ-во смертен.Он не представляет собой исключения из материальных,в том числе био-х систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.Согласно психоанализу все переживания,связанные со смертью,связаны с активацией бессознательного и перенатальной психики.Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование. В настоящее время многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, наука о жизни,была бы дополнена новыми представлениями о биологии смерти. Здесь возникает множество нравственно-гуманистических дилемм, воззрений.С особой остротой обсуждается, например,»право на смерть” в дискуссиях,где сталкиваются противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов,а с другой — ее полную подчиненность общественным и государственным интересам. стремятся разрешить два фундаментальных вопроса: может ли эвтаназия вообще иметь моральное обоснование и если да, то при каких условиях она должна быть узаконена? В этом случае возникает множество проблем связанных с индивидуальной свободой личности с одной стороны, и возможностями злоупотреблений, с другой.Т.о, сегодня философские размышления о жизни оказываются необходимыми для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения.

20.​ Сознание и его сущность. Феномен бессознательного. Сознание и язык. Проблема моделирования мышления.

Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единствопсихических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных. Однако, в недавнем прошлом (в 20 — 50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

Без учета творческой природы сознания, мышления невозможно научное понимание процесса познания. Метафизический материализм абсолютизировал внешний источник сознания (природу), не поднимался до признания роли практики в познании. Напротив, идеализм преувеличивал дургую сторону познания – его активность, приписывая сознанию, мышлению мистическую способность создавать из мебя объект познания и действия.Что такое идеальное? Оно в научной литературе трактуется неоднозначно. Некоторые авторы отождествляют идеальное с субъективной реальностью вообще. Для других идеальное предстает лишь как понятийная форма отражения. Между тем, идеальность есть характеристика всех проявлений сознания – ощущений, восприятий, мыслей, эмоций, социальных чувств, религиозных и философских воззрений и т.д. Идеальное – отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли, это не какая-то умопостигаемая идеальная вещь, а способность человека в своей деятельности духовно, в мыслях воспроизводить ту или иную вещь.Основой возникновения языка равным образом, как и мышления, являются труд, коллективная деательность людей. Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постояного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения служит слово, значение которого носит обобщенный характер.Мышление и язык неразрывно связаны друг с другом, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для вазимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя.

ЭВМ не является носителем сознания. Компьютер лишь современное средство, резко повышающее «разрешающую силу» человеческого мозга. Ныне прогресс знания обеспечивается функционированием единого комплекса «человек–компьютер», сотрудничеством, а не соперничеством между людьми и машинами. ЭВМ – орудие, но не самостоятельный субъект познания и социального действия.

21.​ Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.

С позиции общегносеологического понимания сознание предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение), информационнность (физиологическое отражение), субъективность (психика), идеальность (сознание человека). Поскольку же человек – существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измерение – идеологичности.

Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. В индивидульном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание человека приобретает еще большую общественную значимость при сочетании с его собственной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека.

Под идеологией понимается совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений. Иделогия – это сознание, цементирующее массовые действия и канализирующее их в определенном направлении. Идеологию, как правило, вырабатывают теоретики (идеологи), обладающие временем и способностями для специальных занятий духовной деятельностью и обоснования потребностей и интересов соответствующей общности людей. Если идеология – социально-орентированный теоретический компонент общественного сознания, то общественная психология является тем его образованием, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы, так и сравнительно консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера).

22.​ Проблема познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.

Человек является частью природы; природа и человек устроены так, что человек способен адекватно и с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие. Не существует никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению реальности.

Идея познавательности мира является весьма общей, приемлемой для большинства философов и философских школ, в том числе и для многих идеалистов, при этом, правда, каждый философ конкретизировал ее в соответствие с «духом» своей системы. Например, у позднего Шеллинга эта идея нашла выражение в его теории абсолютного тождества идеального и реального, в которой он пытался пантеистически примирить противоположность духа и материи.

Философы, которые отвергают идею познаваемости, составляют лагерь агностицизма (Юм, Кант и др.). Агностицизм опирается на следующие основные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений (субъективный идеализм); 2) если даже объективный мир существует, то – поскольку все человеческие образы субъективны – мы не можем знать, каков мир на самом деле, каковыц вещи «в себе»; 3) мир бесконечен в своих свойствах, поэтому познать его исчерпывающе и до конца невозможно.

Энгельс отмечал, что самое решительное опровержение этого учения заключается в практике. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем из его условий, заставляем егоу тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец. Химические вещества, образующиеся в телах животных и растений, оставались такими «вещами в себе» до тех пор, пока органическая химия не стала приготовлять их одно за другим; тем самым «вещь в себе» превратилась в вещь для нас.

Конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания. Отсюда следует: познание – это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, конечная цель которого – достижение истины.

23.​ Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в теории познания. Критерии истины.

В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. В рамках чувственного познания мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в сфере рационального,с помощью понятий,суждений и умозаключений. Общественная практика является основой и целью познавательного процесса, а также служит критерием истинности его результатов. Формы чувственного познания: 1) ощущение является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. В процессе познания ощущение выступает как единство образа и знака. 2) Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Оно представляет собой такую форму чувственного познания, в которой объект, воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности. 3) Представление — это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий. Представление является промежуточным звеном между чувственным созерцанием и абстрактным мышлением. Немаловажное значение для теории познания имеет и вопрос о соотношении чувственного и рационального, об их роли в познавательном процессе. По этому вопросу в истории философии ложились две противоположные точки зрения. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина – это адекватная информ о объекте, получаемая посредством чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. «До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,» — говорил Гете. Гораздо сложнее все в обществ науках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины – всего лишь призрак. Любой объект познания – неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки… Научные знания поэтому носят относительный характер. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и тд. Абс истина – это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтв-ся жизнью. Конкретность – это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в кот они сформулированы. В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность, но и как логика, закалившаяся в горниле практики.

24.​ Научное познание и его специфические признаки. Возможности и границы науки. Этика науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы.

Научное познание, как все формы духовного производства, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различия явл 1-ым и необх. усл-ем для выявл-я особенностей научного познания.

Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметная структура деятельности – взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представленны в качестве скуственных органов чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «Для чего нужна та или иная деятельность». Цель на вопрос «что должно быть получено в деятельности?» Мы имеем дело с предметной стороной изменения человеком природы, когда в функции предметной деятельности выступают фрагменты природы, а если в функции ее предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной практики, направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического действия.

Для науч. познания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. познания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. познание – это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория – это обобщение практики, опыта или наблюдений.. Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория.

25.​ Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.

Научное познание, как все формы духовного производства, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различия явл 1-ым и необх. усл-ем для выявл-я особенностей научного познания.

Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметная структура деятельности – взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представленны в качестве скуственных органов чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «Для чего нужна та или иная деятельность». Цель на вопрос «что должно быть получено в деятельности?» Мы имеем дело с предметной стороной изменения человеком природы, когда в функции предметной деятельности выступают фрагменты природы, а если в функции ее предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной практики, направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического действия.

Для науч. познания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. познания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. познание – это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория – это обобщение практики, опыта или наблюдений.. Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория.

26.​ Специфика социального детерминизма. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общественного развития.

Соц-ный детерминизм – жесткая предопределенность соц-ных явлений объективными, вне чел-ка положенными факторами и причинами. Фатализм — учение о том, что всякая деят-ть, всякий факт жизни чел-ка и общ-ва в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине (оккультные учения, астрология).Волюнтаризм — учение о том, что основополагающим принципом жизнедеят-ти явл. воля. Субъекты как участники истор-кого процесса, движущие силы — те участники истории, кот. в конкретный период занимают ведущее, значительное место в общ-ве, именно от их деят-ти зависит направленность общ-ного развития. Субъекты и движущие силы истории — народные массы, классы, личности. Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деят-ти людей. Соц-ные действия, протекающие под влиянием соц-ных законов, наз. соц-ной деят-тью. Соц-ная деят-ть непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деят-ть людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные соц-ные процессы. Естественным в общ-ве считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с чел-скими усилиями и устремлениями.

27.​ Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Шпенглер. Каждая социальная целостность, «культура» в его терминологии, является уникальным организмом, который расцветает, подобно полевому цветку, на строго ограниченной местности, к которой он остаётся привязанным навеки. Каждая культура имеет свою душу — некое первоначало, из которого развёртывается всё богатство конкретных социальных явлений. Душа уникальна, следовательно, линейная схеме истории, считал Шпенглер, должна быть заменена на другую историческую реальность, где разнообразие превалирует над единством. Душу культуры, своеобразную программу развития социального организма, нельзя описать прямо, о ней можно судить о её проявлениям. Ритм, такт, повадка — вот проявления культуры. Например, для античной культуры характерным является «евклидовое переживание телесности», отсюда — преобладание пластики в искусстве и геометрии., отсюда — «скульптурные» идеи Платона и обозримые формы города-государства. Европейская культура вырастает из третьего измерения, из времени. Отсюда — доминирование музыки в искусстве, одиночество в этике, учение о бесконечности в физике и политический динамизм. Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. Шпенглер выделил восемь культур: египетскую культуру, культуру майя, Греко-римскую, византийскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую. Культура проходит примерно тысячелетний цикл развития. В процессе развития каждая культура проходит три стадии: юность, расцвет, упадок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию; это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе. Культура уникальна, цивилизация же — утрата индивидуальности. Английский историк и социолог Тойнби рассматривает человечество как совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации, по его мнению, является устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные прежде всего в религии. Нетрудно заметить, что, в отличие от Шпенглера, для Тойнби культура -не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней. Тойнби, оставаясь сторонником замкнутых, локальных цивилизаций, считает возможным их слияние в будущем.

28.​ Понятие общественного прогресса и его критериев. Критика «религии прогресса».

Прогресс -такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. С эпохи Возрождения утверждается прогрессивное понимание истории. При этом прогресс мыслится тоже как реализация цели, только не божественной, а природной, как естественная необходимость становления общества Разума. Поэтому анализ сущности прогресса необходимо осуществлять через цель деятельности. Именно сопоставление результата с целью (идеалом) может служить критерием самосовершенствования общества или, наоборот, его деградации.

Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в без духовности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека. Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека.

Возрастает роль разработки системы критериев общественного развития, прогресса с учетом его многогранности и своевременности смены ведущих критериев в оценке уровня прогресса и возможностей двигаться дальше в избранном направлении. И так как всех критериев оптимальности и факторов прогресса системы может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других.

Возникают все новые и новые «ветви» прогресса, который становится бесконечным. Не может быть справедливого общества, не соединенного с гуманизмом, который требует оценивать общественный прогресс мерой индивидуального развития человека. нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Человек должен вести диалог с природой, а не бороться с ней. Сегодня же человечество живет за счет природы, биосферы, те. за счет уничтожения растений и животных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: