Цель: овладение методикой; определение психологических особенностей собственных социальных ролей.
План занятия:
1. Ознакомление с содержанием методики: общий принцип, назначение, структура, раздаточный материал для испытуемого, возможные вопросы испытуемых, правила проведения, ключ, принципы обработки результатов.
2. Осуществить тестирование.
3. Обработать результаты.
4. Обсудить полученные результаты в группе.
Домашнее задание:
1 осуществить тестирование и обработать полученные результаты 3-х испытуемых разного возраста;
2 подготовить аналитический компаративный отчет о проделанной работе.
Занятие 3. Дидактическая единица 4. Социальная психология групп. Проблема группы в социальной психологии.
«Метод социометрии»
Цель: овладение методикой, принципами и особенностями работы с группой.
План занятия:
1. Ознакомление с содержанием методики: общий принцип, назначение, структура, раздаточный материал для испытуемого, возможные вопросы испытуемых, правила проведения, ключ, принципы обработки результатов.
2. Осуществить тестирование.
3. Обработать результаты.
4. Обсудить полученные результаты в группе.
Домашнее задание:
1 осуществить тестирование школьников любого класса общеобразовательной школы и обработать полученные результаты;
2 подготовить аналитический компаративный отчет о проделанной работе.
Занятие 4. Дидактическая единица 5.Прикладная социальная психология. Тема 1. Актуальные проблемы социальной психологии.
Данная тема предполагает следующее задание. Необходимо просмотреть журналы по психологии: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Вестник МГУ» Серия 14 «Психология» и др. за 2008 – 2013 гг.
Выбрать статью, в которой описано эмпирическое и теоретическое социально-психологическое исследование.
Необходимо составить ее полное библиографическое описание: ФИО автора, название статьи, журнал, год издания, номер журнала, страницы.
Подготовить конспект статьи по следующему плану: 1. Проблема исследования. 2. Как она изучалась? 3. Какие результаты и выводы получены? 4. Критический анализ описанного в статье исследования.5. Апробируйте методики, использованные разработчиками в вашей группе с учетом возрастных особенностей студентов вашей или иной группы.
Подготовить сообщение по статье (на 5-7 минут) и анализ практических результатов применение методик в группе (на 5-7 минут).
Также просмотреть и составить полное библиографическое описание еще 5 статей по социальной психологии.
В итоге необходимо найти ответ на вопрос: «В чем состоит специфика социально-психологических исследований, их отличие от исследований в других отраслях психологии?»
Семинар
6. Я-концепция, ее структура и функции. Соотношение понятий Я-концепция, образ Я, представление личности о себе, самоотношение, самосознание.
7. Теоретические подходы к исследованию Я-концепции в отечественной (И.С.Кон., В.В.Столин и др.) и зарубежной (Т.Шибутани, К.Роджерс и др.) психологии.
8. Социально-психологические механизмы и закономерности становления Я-концепции.
9. Влияние Я-концепции на социальное поведение личности.
10. Методы изучения Я-концепции.
Рекомендуемая литература к семинару по теме 2 модуля 2:
(основной список)
1. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание/ Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
2. Джемс У. Психология: пер. с англ./ Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Политиздат, 1991.
3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984.
4. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология/ Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб.: Питер, 2010. – С. 149-172.
5. Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ./ Т.Шибутани. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.
(дополнительный список)
6. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.
6.4. Самостоятельная работа